Ученые смогли восстановить слух оглушенных высоким уровнем шума

В новой статье, опубликованной в онлайн-журнале eLife, говорится о результатах исследования, в котором изучается роль нейротрофина-3 (NT3) во внутреннем ухе и влияние увеличения производства NT3 на слух после воздействия травмирующего шума.

Их работа также иллюстрирует ключевую роль клеток, которые традиционно рассматриваются в качестве «поддерживающих компонентов» для соединения уха и мозга. Эти клетки образуют физическую базу для работы «звезд» слуховой системы: волосковых клеток в ухе, которые взаимодействуют непосредственно с нервами, несущими звуковые сигналы в мозг. Новое исследование раскрывает важную роль вспомогательных клеток наряду с молекулами NT3, которые они производят.

NT3 имеет решающее значение для способности организма формировать и поддерживать связи между волосковыми и нервными клетками. Этот особый тип связи называется ленточный синапс, он обеспечивает сверхбыструю передачу сигналов, которые путешествуют туда и обратно через крошечные пробелы между двумя типами клеток.

«Стало очевидно, что потеря слуха из-за поврежденных ленточных синапсов является очень распространенной и сложной проблемой, будь то в силу шума или нормального старения», – утверждает Габриэль Корфас (Gabriel Corfas). «Мы начали эту работу 15 лет назад, чтобы ответить на основные вопросы о внутреннем ухе, и теперь мы смогли восстановить слух после частичной глухоты, вызванной оглушительным шумом. Это очень интересно».

С помощью специального генетического метода исследователи смогли увеличить количество NT3 во внутреннем ухе мышей, после того как они подверглись воздействию оглушительного шума. Мыши с увеличенным NT3 обрели способность слышать гораздо лучше, по сравнению с мышами из контрольной группы.

Теперь ученые планируют изучить роль NT3 в человеческом ухе и разработать новые препараты, которые могли бы увеличивать уровни NT3 в клетках слухового аппарата. Они надеются, что такие лекарства появятся уже через несколько лет.

«Повышение уровня NT3 у людей с помощью генной инженерии также может стать перспективным методом лечения, однако применение лекарственных препаратов гораздо оправданнее в силу того, что их можно вводить до тех пор, пока не восстановится слух. Также NT3 может быть полезным в лечении тяжелых нейродегенеративных заболеваний», – добавляют ученые.

Wan, Guoqiang;  Gómez-Casati, Maria E;  Gigliello, Angelica R;  Liberman, Charles;  Corfas, Gabriel (2014) Neurotrophin-3 regulates ribbon synapse density in the cochlea and induces synapse regeneration after acoustic trauma // eLife – p. e03564