Ученые смогли найти еще одно уязвимое место у вируса иммунодефицита человека

Ученые из института Salk смогли обнаружить новый белок, который участвует в активной репликации инфекции ВИЧ. Результаты исследования были опубликованы в журнале Genes & Development. Новый белок, называемый Ssu72, играет ключевую роль в пробуждении ВИЧ-1 (наиболее распространенный тип ВИЧ) из спячки.

По данным всемирной организации здравоохранения, более 35 миллионов человек во всем мире страдают от ВИЧ инфекции и около миллиона из них умирают каждый год. Все еще не существует лечения от этой болезни, ныне существующие препараты имеют множество побочных явлений и не всегда их можно применять у пациентов.

«Поскольку вирус не может жить без белка Tat, мы постарались изучить более 50 белков, которые взаимодействуют с Tat белками ВИЧ», – говорит старший автор исследования профессор Katherine Jones.

Белок Tat контролирует процесс репликации вируса. Когда окружающая среда благоприятная, белок Tat активизирует процесс транскрипции РНК, чтобы ВИЧ инфекция смогла распространиться по всему организму.

В ходе исследования ученые обнаружили, что белок Ssu72 (фосфатазы) связывается непосредственно с белком Tat, чтобы активировать процесс транскрипции.

«Если мы нацелимся на взаимодействие белков Ssu72 и Tat, мы сможем остановить репликацию ВИЧ», – говорит один из первых авторов исследования, Лижун Чжан (Lirong Zhang).

В предыдущей работе ученые смогли обнаружить белок CycT1, который также необходим белку Tat, чтобы начать процесс репликации. Однако белок CycT1 необходим для правильного функционирования нормальных клеток, поэтому этот белок не может быть идеальной антивирусной мишенью. Тем не менее, белок Ssu72 не требуется клеткам хозяина, что делает его потенциально перспективной мишенью для лекарственной терапии. Следующим шагом ученые планируют разработать новый препарат, блокирующий белок Ssu72, чтобы остановить процесс репликации у ВИЧ инфекции.

Chen, Yupeng; Zhang, Lirong; Estaras, Conchi; Choi, Seung H.; Moreno, Luis, Jr. et al. (2014) A gene-specific role for the Ssu72 RNAPII CTD phosphatase in HIV-1 Tat transactivation // Genes & Dev. – vol. 28 (20) – p. 2261-2275