Учеными разработана вакцина от конъюнктивита

Ученые, используя новую геномную технологию, обнаружили, что у микробов, которые обычно поражают глаза, есть ранее неизвестные свойства. Эти свойства позволяют бактериям – пневмококкам – прилипать к поверхности глаза, расти и вызывать воспаление.

Исследователи в настоящее время используют эту информацию для разработки новых способов лечения и профилактики этой бактерии, которая становится все более устойчивой к антибиотикам.

S.pneumoniae, является основной причиной инфекции и вызывает заболевания, начиная от инфекции легких – пневмонии, инфекции головного мозга и заражения поверхности глаза, известного как конъюнктивит. Хотя инфекция глаза, как правило, излечима, S.pneumoniae инфекция является основной причиной заболеваемости и смертности во всем мире.

В настоящее время имеется эффективная вакцина, которая может предотвратить многие тяжелые виды инфекции. Вакцина заставляет организм реагировать на капсулу бактерии. Капсула позволяет S.pneumoniae вырваться из белых кровяных клеток, которые попытаются устранить ее. Однако, штаммы S.pneumoniae, которые вызывают инфекцию глаза, не имеют эту капсулу.

Для разработки вакцины ученые рассмотрели геномы большой коллекцией штаммов S.pneumoniae, которые собраны со всего Соединенного Штата.

«Мы обнаружили, что многие штаммы конъюнктивита тесно связаны и сформировали новую группу S.pneumoniae с инфекционными свойствами, которые отличаются от других известных штаммов», – утверждает Майкл Гилмор (Michael Gilmore). «Эти новые свойства позволяют противостоять защитным механизмам глаза, в том числе миганию и слезе, они прилипает к поверхности глаза, там растут и приносят вред».

Исследователи считают, что вакцины могут привести к предотвращению около 90 % случаев конъюнктивита, вызванных этим микробом, а антибиотики использовать для более серьезных инфекций.

Valentino, Michael D.; McGuire, Abigail Manson; Rosch, Jason W.; Bispo, Paulo J. M.; Burnham, Corinna et al. (2014) Unencapsulated Streptococcus pneumoniae from conjunctivitis encode variant traits and belong to a distinct phylogenetic cluster // Nature Communications – vol. 5