Препарат от рака способен лечить расстройства аутистического спектра

Синдром ломкой X-хромосомы (Синдром Мартина — Белл) является наиболее распространенной причиной генетических расстройств аутистического спектра. Это наследственное заболевание, симптомом которого является интеллектуальная недоразвитость. У больных с синдромом ломкой X-хромосомы бывает умственная, речевая, психоэмоциональная отсталость, гиперактивность, макроорхизм (большие яички), непропорциональные черты лица. Генетическая антиципация – это раннее проявление и возрастание тяжести симптомов в последующих поколениях родословной. Синдром хрупкой Х-хромосомы поражает примерно 1 из 4 000 мальчиков и 1 из 6 000 девочек. В настоящее время нет никакого лечения данного заболевания.

Ученые обратили внимание, что препараты от рака могут изменить поведенческие симптомы. Исследователи обнаружили, что противогрибковый препарат, который называется cercosporamide, может улучшить общительность у мышей с диабетом.

Исследователи определили ключевые молекулы — eIF4E, которые стимулируют избыток белка в мозгу у пациентов с ломкой Х-хромосомой. Они вызывают поведенческие симптомы, которые включают в себя трудности в обучении. Это может привести к серьезной умственной отсталости, задержке в развитии речи и языка и проблемы с социальными взаимодействиями.

«Мы обнаружили, что eIF4E регулирует секрецию фермента ММП-9, который расщепляет соединения между клетками мозга, которые называются синапсами», – говорит Наум Соненберг (Nahum Sonenberg), профессор факультета медицины,- «это приводит к изменениям в поведении».

Исследователи обнаружили, что при лечении лекарственным препаратом cercosporamide происходит блокирование активности eIF4E, и, следовательно, уменьшается количество ММП-9, и изменяются поведенческие симптомы у мышей с синдром ломкой X-хромосомы. Новые находки позволяют предположить, что он мог бы использоваться в качестве средства для лечения больных с синдромом ломкой X-хромосомы. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Reports.

Gkogkas, ChristosG.; Khoutorsky, Arkady; Cao, Ruifeng; Jafarnejad, SeyedMehdi; Prager-Khoutorsky, Masha et al. (2014) Pharmacogenetic Inhibition of eIF4E-Dependent Mmp9 mRNA Translation Reverses Fragile X Syndrome-like Phenotypes // Cell Reports