«Все, что я помню, это то, что я перестал слышать», — говорит Брюс, 14-летний подросток, живущий в Аризоне. «Я спросил маму: «Почему все люди перестали говорить?».
Он был на 90 % глухим.
«Потеря была значительной», — сказал его отец, Барт Фабер. «Но не такой значительной, как если бы мы потеряли его совсем».
Лечение аминогликозидами, наиболее часто используемым классом антибиотиков во всем мире, часто является спасением для жизни. Но по оценкам 20-60 % всех пациентов, которые получают этот антибиотик, они страдают частичной или полной потерей слуха.
Теперь, в исследовании, опубликованное в научном журнале The Journal of Clinical Investigation, ученые из Стэнфордского университета сообщили, что они разработали модифицированную версию аминогликозидов, которые эффективно работают у мышей без риска причинения глухоты или повреждения почек, еще одного распространенного побочного эффекта.
Исследователи надеются проверить версии модифицированного антибиотика на организме человека как можно скорее. Ученые четыре года проводили исследование, чтобы произвести 5 граммов нового запатентованного антибиотика N1MS, который является производным от сизомицина, тип аминогликозидов.
N1MS излечивает инфекции мочевыводящих путей у мышей так же, как сизомицин, но не вызывает глухоту. Исследование представляет собой новый перспективный подход к генерированию нового класса нетоксичных антибиотиков.
Два автора – Алан Ченг (Alan Cheng) и Антони Риччи (Anthony Ricci), доктор медицинских наук, доцент кафедры отоларингологии-хирургии головы и шеи — объединили свои усилия в 2007 году, чтобы создать новые и улучшенные версии антибиотиков на основе простой, но новаторской идеи.
«Как врач-ученый я с жалостью отношусь к глухим детям», — сказал Чэнг. «Когда препарат вызывает потерю слуха это разрушительно, и особенно тревожно, когда это происходит с маленьким ребенком, который не начал еще говорить. Когда я приехал в Стэнфорд семь лет назад из Университета Вашингтона, я хотел найти препарат для защиты слуха».
За 20 лет, несмотря на новые, альтернативные антибиотики, аминогликозиды остались оплотом в лечении многих бактериальных заболеваний, в том числе пневмонии, перитонита и сепсиса. Они также часто используются, когда другие антибиотики не помогают в лечении инфекций неизвестного происхождения. Их популярность обусловлена низкой стоимостью и эффективностью при лечении бактериальных инфекций. Их часто используют в отделениях интенсивной терапии новорожденных при угрозе инфекций, которые опасны для жизни детей. Поэтому сколько недоношенных детей страдают потерей слуха в качестве побочного эффекта лечения препаратом, неизвестно.
«Токсичность этих препаратов мы принимаем как неизбежное зло», — сказала Дарья Мошли-Розен (Daria Mochly-Rosen). «Будучи экспертом по внутреннему уху, доктор Риччи помог создать этот препарат. Этот проект может помочь многим людям».
«В течение многих десятилетий исследователи искали способы, чтобы аминогликозиды перестали убивать слуховые клетки внутреннего уха», — сказал Риччи. «Главная проблема состоит в том, что если препарат перестает уничтожать волосковые клетки, то препарат прекращал свое антимикробное действие. Препарат просто больше не работал».
Цель исследования состоит в том, чтобы сохранить антибактериальные свойства препарата и предотвратить его попадание в ионные каналы внутреннего уха. Исследователи сделали девять различных соединений, полученных из сизомицина. Все девять были значительно менее токсичны для волосковых клеток при тестировании в лаборатории. Три из девяти были сопоставимы с сизомицином в подавлении роста бактерии E. Coli. Из трех производных N1MS был наиболее эффективен против бактерий, и исследователи использовали его, чтобы успешно лечить кишечную палочку, оставляя слух в норме. Они также обнаружили, что, в отличие от исходного соединения, N1MS был нетоксичен для почек.
ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:
Huth, Markus E.; Han, Kyu-Hee; Sotoudeh, Kayvon; Hsieh, Yi-Ju; Effertz, Thomas et al. (2015) Designer aminoglycosides prevent cochlear hair cell loss and hearing loss // The Journal of Clinical Investigation — vol. 125 (125(2))