Бактерии, живущие в организме человека, запрограммированы на уничтожение человека в старости

В своей новой научной работе исследователи обнаружили, что бактерии, находящиеся в организме людей, в ходе эволюции выработали механизм, который запрограммирован на уничтожение людей в старости. Кроме этого, ученые обнаружили, что эти же микроорганизмы помогают увеличить продолжительность детства и тем самым регулируют выживание человечества. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале mBio.

Бактерии, проживающие в организме человека, воздействуют на когнитивные функции, массу тела и даже настроение. В данной научно-исследовательской работе стало известно, что микробиота причастна также и к процессу старения человека. Сюда можно отнести – Helicobacter pylori, которая живет в кишечнике много лет и не приносит человеку вред. Однако, иногда Helicobacter приводит к язве или раку желудка. При этом необходимо отметить, что чем старше человек — тем выше риск заболеть.

«Это нехорошо для человека, но это хорошо для популяции», – считает автор исследования Мартин Блазер (Martin Blaser).

На основании этого ученые пришли к выводу, что бактерии контролируют баланс человеческой популяции, помогая организму в молодом возрасте и разрушая здоровье старого человека. Данную гипотезу подтвердило математическое моделирование, которое было построено на симуляции древнего общества собирателей-охотников.

В данной модели авторы исследования задали максимальную продолжительность жизни человека, проживающего сегодня (до 120 лет) и поделили людей на три группы — молодые люди, люди репродуктивного возраста и люди старше репродуктивного возраста. Затем специалисты воссоздали математическую модель того, как менялась популяция человека от рождения до смерти.

Для того чтобы выявить взаимосвязь влияния микробиоты в математическую модель ввели разнообразные бактериальные факторы. Например, активировалась бактерия Shigella, тем самым вызывая шигеллез и иногда приводя детей к смерти, что побуждало  уничтожение популяции. Если в модели активировалась бактерия H. pylori, которая негативно влияет на людей пожилого возраста, в результате популяция человека поддерживалась стабильно (молодые люди процветали, а старики умирали). При этом нужно отметить, что отсутствие бактерии Helicobacter приводило к увеличению числа стариков и, тем самым, к закату общества.

Blaser, Martin J.; Webb, Glenn F. (2014) Host Demise as a Beneficial Function of Indigenous Microbiota in Human Hosts // mBio – vol. 5 (6) – p. e02262-14