Ученые: использование орудий труда из костей неандертальцами ставит под сомнение теорию эволюции

Многоцелевые орудия труда из костей, датируемые эпохой неандертальца, были обнаружены исследователями из Университета Монреаля, что ставит под сомнение сегодняшнее понимание эволюции человека. Они были обнаружены на месте археологических раскопок во Франции.

«Это первое орудие из кости этого периода, которое было обнаружено. Это доказывает, что неандертальцы были в состоянии понять механические свойства кости и знали, как использовать ее, чтобы сделать инструменты», – сказал Люк Доуон (Luc Doyon) с кафедры антропологии, который участвовал в раскопках. Неандертальцы жили в Европе и Западной Азии около 250000 – 28000 лет назад.

На протяжении большей части двадцатого века специалисты по доисторическому периоду неохотно признают способность людей использовать кости в их технологических ноу-хау и также их способность освоить методы, необходимые для работы с костью. Тем не менее, за последние два десятилетия появилось много доказательств, которые указывают на использование твердых частей тела животных неандертальцами.

«Наше открытие является дополнительным показателем использования костей неандертальцами и ставит под сомнение представление об эволюции человеческого поведения», – сказал Доуон.

Орудие было найдено в июне 2014 года во время ежегодных раскопок на Grotte du Bison в Arcy-sur-Cure в Бургундии, Франция. Оно очень хорошо сохранилось и было изготовлено из левой бедренной кости взрослого оленя, который жил 55000 – 60000 лет назад. Кости в основном не применялись для изготовления орудий у неандертальцев. Прежде всего, они охотились, чтобы получить мясо и мозг. Есть свидетельства использования костных инструментов для разделки мяса и для извлечения мозга. Ударные знаки указывают на использование костного фрагмента на резных заточках режущих кромок каменных орудий. Наконец, сколы доказывают использование кости в качестве скребка.

Долгое время считалось, что до хомосапиенс другие виды не имели когнитивных способностей производить орудия из костей. Это открытие снижает предполагаемый разрыв между этими двумя видами и не позволяет нам говорить, что один вид технически превосходил другой.

Maurice Hardy et al. 2014. Un outil en os à usages multiples dans un contexte moustérien. Bulletin de la Société Préhistorique Française, vol. 111, no. 4, pp. 741-744