Микрофлора кишечника имеет значение в развитии аутоиммунных заболеваний

Исследователи обнаружили, что определенные виды кишечных микробов у молодых мышей могут привести к развитию иммунных нарушений в более старшем возрасте. Увеличение количества сегментированных нитчатых бактерий вызывает изменения в лимфоидной ткани кишечника мыши, что приводит к образованию антител, которые атакуют ядра клеток мышей. Этот тип повреждений отличается от аутоиммунных заболеваний, таких как системная красная волчанка и системная склеродермия, где иммунные реакции повреждают органы по всему телу.

Результаты исследования были опубликованы в журнале EMBO.

«Кишечная микрофлора в молодом возрасте может предсказать развитие аутоиммунных заболеваний в пожилом возрасте. Некоторые виды бактерий в кишечнике молодых мышей приводят к потере толерантности вторичной иммунной системы к белкам в ядре клеток. Атака определенных белков собственной иммунной системой организма может привести к повреждению тканей и развитию аутоиммунных заболеваний», – говорит ведущий автор исследования Дирк Элеваут (Dirk Elewaut), профессор Гентского университета в Бельгии.

Исследователи использовали мышей, у которых отсутствовали вторичные лимфоидные органы. Вторичные лимфоидные органы состоят из лимфатических узлов, миндалин и селезенки, в которых лимфоциты и белые кровяные клетки играют существенную роль в развитии иммунной системы организма. Специальную модель создавали путем вмешательства в лимфотоксин и Hox11, два основных белка мышей, участвующих в аутоиммунных реакциях животных. Ученые показали, что примерно четверть мышей, модифицированных таким образом, спонтанно вырабатывают антитела, которые атакуют компоненты ядра клеток. Эти иммунные реакция зависят от наличия сегментированных нитевидных бактерий в кишечнике молодых мышей. Сегментно-нитчатые бактерии (Clostridia) обнаружены в кишечниках многих животных, включая мышей, крыс и человека.

«Мы показали связь между кишечной микрофлорой молодых мышей и более поздним началом аутоиммунных заболеваний. Необходимо провести дальнейшие работы, чтобы установить точные молекулярные механизмы, которые приводят к возникновению заболеваний, таких как системная красная волчанка и системная склеродермия», – говорит Элеваут.

Jens T. Van Praet, Erin Donovan, Inge Vanassche, Michael B. Drennan, Fien Windels,Amélie Dendooven, Liesbeth Allais, Claude A. Cuvelier, Fons van de Loo, Paula S. Norris, Andrey A. Kuglov, Sergei A. Nedospasov, Sylvie Rabot, Raul Tito, Jeroen Raes, Valerie Gaboriau-Routhiau,Nadine Cerf-Bensussan, Tom Van de Wiele, Gérard Eberl, Carl F. Ware and Dirk Elewaut. Commensal microbiota influence systemic autoimmune responses. EMBO Journal, January 2015 DOI: 10.15252/embj.201489966