Во время сна мозг ребенка классифицирует информацию, которую он узнал во время бодрствования, и превращает опыт в знания. Этот вывод нового исследования сделали ученые Радиоастрономического института Макса Планка (нем. Max-Planck-Institut für Radioastronomie, сокр. MPIfR) в Лейпциге, Германия.
В исследовании участвовало 90 детей в возрасте от 9 до 16 месяцев. Ученые использовали электроэнцефалографию, чтобы контролировать мозговую деятельность участников. Детям неоднократно демонстрировали изображения незнакомых предметов с вымышленными названиями. Предметы были классифицированы по форме, хотя некоторые немного варьировались в пропорциях, цвете или в других деталях. Схожим по форме предметам всегда давали одни и те же названия.
Анализируя записи ЭЭГ, исследователи сделали вывод, что дети узнавали название предметов во время занятий. Тем не менее, участники имели проблемы с классификацией — они не смогли связать новые предметы с названием подобных предметов, которые уже знали.
Далее, одна группа детей спала в течение 1-2 часов в детских колясках после занятий, в это время их мозговая деятельность записывалась на ЭЭГ. Другая группа детей не спала, а отправилась на прогулку. Младенцам затем показали картинки во второй раз и измерили мозговую активность. Исследователи и на этот раз показали похожие, но новые предметы.
Ученые обнаружили существенные различия в мозговой деятельности младенцев, которые спали, и у детей, которые остались без сна. Младенцам, которые бодрствовали, было труднее вспомнить название отдельных предметов, но дети, которые спали, вспомнили их легко.
По словам исследователей, детский возраст не влияет на результаты. Мозговые волны, возникающие в пучках нервов, расположенных между таламусом и корой головного мозга, генерируют ритмическую активность 10-15 циклов в секунду. Таким образом, в то время как дети быстро забывают новые слова во время бодрствования, во время сна их мозг организовывает ассоциацию между словами и предметами, запечатлевая новую информацию в своей памяти.
«Таким образом, сон устраняет разрыв между конкретными предметами и общими категориями, передавая опыт в знания», — объясняет Анжела Фридеричи (Angela Friederici), руководитель исследования.
ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:
Friedrich, Manuela; Wilhelm, Ines; Born, Jan; Friederici, Angela D. (2015) Generalization of word meanings during infant sleep // Nature Communications — vol. 6