ДНК бактерий могут передаваться от матери к потомству

Новое исследование показывает, как генетические особенности мышей могут затронуть некоторые бактерии, и ДНК этих бактерий могут передаваться от матери к потомству.

«Мы сохранили бактерии на одной стороне линии, которые формируют наше развитие – экологическую сторону, а не генетическую», – говорит старший автор исследования доктор Герберт В. Виргин IV (Herbert W. Virgin IV), профессор Вашингтонского университета. «Но наши результаты показывают, что бактерии переступают через линию. Это предполагает, что мы должны существенно расширить мышление о микроорганизмах, генетике и наследственности».

В нашем организме живут синантропные бактерии, которые не вызывают заболевания. Тем не менее, эти бактерии, как известно, влияют на наш вес, поведение и другие черты характера. Ученые ранее полагали, что генетические признаки, связанные с синантропными бактериями, приобретаются в течение жизни человека, а не по наследству. Тем не менее, новое исследование показывает, что бактериальная ДНК может пройти между матерью и ее потомством, и перенос этой ДНК влияет также на иммунитет и воспаления.

В новом исследовании ученые обнаружили, что мыши с определенными бактериями, унаследованными от родителей, были более восприимчивы к травмам кишечника, вызванным воздействием химических веществ. Мыши, несущие другие унаследованные бактерии, были менее чувствительны к ним.

Исследователи сообщили, что бывает случайный сбой при проведении экспериментов с использованием генетически модифицированных мышей, где новые или измененные генетические признаки могут внезапно появиться у мышей, и это нелегко объяснить. Ученые полагают, что микробная инфекция является вероятным виновником, что эти черты распространяются между мышами. Однако ученых путает то, что черты последовательно передаются от матери к потомству, подразумевая генетические причины. Результаты исследования показывают, что на черты характера мышей влияют бактерии, которые передаются от матери к потомству.

Тадеуш Стаппенбек (Thaddeus Stappenbeck), профессор патологии и иммунологии говорит: «Последствия экспериментов на мышах глубоки и могли бы помочь нам прорваться через некоторые стойкие источники путаницы. Когда мы изучаем мышей, мы должны учитывать возможность того, что наследуемые бактерии и их гены могут оказывать влияние на черты, которые мы пытаемся узнать».

Ученые полагают, что результаты исследования будут иметь важную практическую значимость для науки.

Moon C. et al. Vertically transmitted faecal IgA levels determine extra-chromosomal phenotypic variation //Nature. – 2015.