Ученые определили белок, отвечающий за ритм сердца

Важной особенностью здорового сердца является его способность поддерживать постоянный ритм. Даже небольшие изменения в ритме сердца могут вызвать внезапную смерть. В новом исследовании ученые обнаружили белок, который помогает поддерживать сердечный «метроном».

Средняя продолжительность жизни человека составляет 71 год, или 2,5 млрд. ударов сердца, которые сохраняют удивительный непоколебимый уровень согласованности. К сожалению, это происходит не у всех, и миллионы людей во всем мире умирают каждый год из-за проблем, связанных с нарушением сердцебиения или аритмии.

Теперь ученые обнаружили, как белок помогает поддерживать механизм сердца и надеются, что их открытие приведет к новым спасательным процедурам. Они обнаружили, что миозин-связывающий белок C играет решающую роль в синхронизации сокращений сердечных волокон мышц.

Открытие роли C белка – это как найти недостающий элемент головоломки. Другие части были найдены много лет назад, например, кальций влияет на удары сердца и активирует белки, которые заставляют саркомеры (волокнистые белки, из которых состоят клетки сердечной мышцы) сокращаться.

Но новое исследование показывает, что кальций не распространяется равномерно по волокнам саркомер. При биении молекулы кальция высвобождаются из каждой саркомеры. Это вызывает недоумение, потому что ученые думали, что это может произойти только, если молекулы кальция равномерно распределены вдоль волокна. Они знали из предыдущих исследований, что С-белок присутствует во всех клетках сердечной мышцы.

Для изучения физиологии C-белка исследователи измерили высвобождение кальция и как мышечные волокна мышей реагируют на него. Они обнаружили, что белок С, по-видимому, находится на определенных участках саркомеры с кальцием, в результате чего он сокращается так же вдоль его длины, несмотря на неравномерность концентрации кальция вдоль волокна. Другими словами, белок С синхронно сокращает саркомеры путем коррекции при неравномерности кальция вдоль его длины.

Исследователи пришли к выводу, что наличие и положение C белка в саркомере является критически важным для нормальной функции сердца, и любое нарушение способствует возникновению проблем с сердцем. Ученые полагают, что модификация C-белка может помочь при лечении аритмии.

Previs, Michael J.; Prosser, Benjamin L.; Mun, Ji Young; Previs, Samantha Beck; Gulick, James et al. (2015) Myosin-binding protein C corrects an intrinsic inhomogeneity in cardiac excitation-contraction coupling // Science Advances – vol. 1 (1) – p. e1400205