Большинство случаев рака вызваны факторами окружающей среды

Образ жизни и факторы окружающей среды вызывают около 70-90% случаев рака, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Nature.

рак, окружающая среда
Большинство случаев рака вызваны факторами окружающей среды
©Flickr/Neil Moralee

Ранее исследователь Джонс Хопкинс (Johns Hopkins) заявил, что 65% случаев рака являются результатом случайных мутаций ДНК, в то время как остальные 35% случаев объясняются сочетанием этих мутаций, факторами окружающей среды и наследственностью.

Но Сонг Ву (Song Wu), ведущий автор последнего исследования из Университета Стони Брук в Нью-Йорке отмечает, что ученые не провели альтернативный анализ, чтобы определить, в какой степени внешние факторы влияют на развитие рака.

«Наша работа предлагает альтернативный анализ с применением различных аналитических подходов», — добавляет он.

Один из подходов —это анализ клеток ткани, которые имеют высокий риск некоторых видов рака, таких как поджелудочной железы, легких и толстой кишки, и нормальных стволовых клеток.

Исследователи объясняют, что если внутренние факторы риска — то есть, процессы, которые приводят к случайным мутациям ДНК, играют ключевую роль в развитии рака, то общее число делений в тканях стволовых клеток будет коррелироваться с риском рака в течение жизни.

Тем не менее, они обнаружили, что это случается редко, на внутренние факторы риска приходится только 10-30% случаев рака.

«В целом, эти результаты показывают, что внутренние факторы не играют большой роли в возникновении рака», — говорят авторы.

Другой подход заключался в математическом анализе последних исследований по мутации подписей рака — определяются как «отпечатки пальцев», оставленных на раковом геноме различных мутагенных процессов.

Ученые проанализировали 30 подписей среди различных видов рака и определили, в какой степени они были вызваны внутренними или внешними факторами, такими как образ жизни и воздействие  окружающей среды. Исходя из этого, исследователи обнаружили, что большинство видов рака — в том числе легких, толстой кишки, мочевого пузыря и рак щитовидной железы — обладали большим числом мутаций, которые были вызваны внешними факторами.

Кроме того, анализ иммигрантов, которые переехали из стран с низким уровнем заболеваемости раком в страны с высоким уровнем, показал,что  у этих людей быстро увеличился риск развития рака. Это предполагает, что виноваты внешние факторы.

Комментируя результаты, авторы говорят: «Мы предоставили новую основу для оценки риска развития рака от внутренних и внешних факторов. В совокупности, мы заключаем, что риск развития рака в значительной степени зависит от внешних факторов. Эти результаты важны для разработки стратегий профилактики рака».

Старший автор исследования доктор Юсуф Ханнун (Yusuf Hannun) заявил: «Люди не могут курить и говорить, что им не повезло, если у них  рак. Это как в русской рулетке, возможно, 1 из 6 получит рак. Но курильщики добавляют две или три пули в револьвер и тянут за курок. Существует еще элемент везения, так как не каждый курильщик может заболеть раком. С точки зрения общественного здравоохранения, мы хотим удалить как много больше пуль».

В недавнем исследовании ученые заявили, что изучают вещество, содержащееся в томате, способное бороться с раком предстательной железы.

Song Wu et al. Substantial contribution of extrinsic risk factors to cancer development // Nature - 2015.
Song Wu et al. Substantial contribution of extrinsic risk factors to cancer development // Nature – 2015.