Посттравматический стресс можно предотвратить с помощью кишечной микрофлоры

Исследователи предполагают, что кишечная микрофлора может лечить или предотвращать посттравматический стресс и такие расстройства, как тревога и депрессия. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Canadian Journal of Psychiatry.

кишечная микрофлора, посттравматический стресс, The Canadian Journal of Psychiatry
(с) Flickr/Ali Eminov

При исследовании на лабораторных мышах ученые обнаружили, что микрофлора кишечника животных сильно влияет на их настроение и поведение. Ученые также обнаружили, что подвергшиеся стрессу мыши стали спокойнее, когда им давали бактерии из фекального материала, собранного у спокойных мышей.

Наш пищеварительный тракт содержит триллиона микробов, без которых мы не могли бы переваривать пищу, эффективно защищаться от заболеваний и даже передавать сигналы в головной мозг, которые влияют на настроение и поведение.

Для того чтобы изучить связь между микроорганизмами кишечника и стрессом, ученые подсаживали к маленьким мышам крупных и агрессивных мышей по 2 минуты в день в течение 10 дней. Следуя сценарию «социального поражения», у маленьких мышей развились признаки повышенной тревожности и стресса – нервная дрожь, потеря аппетита и уменьшилось взаимодействие с другими мышами.

Ученые сравнили фекальные образцы, собранные у мышей после стресса и у спокойных мышей.

Один из исследователей Пол Форсайт (Paul Forsythe) говорит: «Мы обнаружили дисбаланс в микробиоте кишечника у мышей с признаками тревожности. Кишечник – очень сложная экосистема: чем меньше в ней разнообразия, тем больше сбоев в организме».

Затем исследователи стали давать бактерии, выделенные из фекальных образцов спокойных мышей, грызунам, подвергающихся стрессу. Используя мощную, неинвазивную технологию обработку изображений под названием магнитно-резонансная спектроскопия (МРС), ученые нашли изменения в мозге животных.

Поведение мышей резко изменилось после их «лечения», и состояние продолжало улучшаться в течение нескольких недель. При сканировании ученые также наблюдали химические различия в головном мозге животных.

«Последние экспериментальные и клинические данные сходятся на гипотезе, что несбалансированная микрофлора кишечника в раннем периоде жизни может иметь иммунные и другие физиологические последствия, которые делают людей более восприимчивыми после травмирующего события и вносят свой вклад в психическое расстройство», – отмечают авторы исследования.

В настоящее время исследователи планируют дальнейшие эксперименты и надеются провести клинические испытания на людях.

Авторы другого исследования утверждают, что микрофлора кишечника влияет на головной мозг после инсульта.

Leclercq S., Forsythe P., Bienenstock J. Posttraumatic Stress Disorder Does the Gut Microbiome Hold the Key? //The Canadian Journal of Psychiatry. – 2016. – С. 0706743716635535.