Синдром хронической усталости

В 1988 году ученые наблюдали загадочные симптомы у здоровых молодых людей. Они жаловались на необъяснимую постоянную усталость, настолько сильную, что это нарушало их обычную жизнь. Ученые назвали болезнь — синдром хронической усталости.

синдром хронической усталости
Синдром хронической усталости
©Flickr/

История

Врачам 19-го века уже было известно это состояние, называемое неврастенией или нервным истощением, симптомы которого напоминали синдром хронической усталости. С 1930 по 1950 год была отмечена вспышка этого заболевания в США и других странах.

Первая мысль врачей, что это психическое расстройство и в настоящее время его признают серьезным физическим заболеванием, хотя его происхождение не понятно.

Что такое синдром хронической усталости

Синдром хронической усталости является сложным заболеванием, которое приводит к частым рецидивам после нагрузки любого рода. Симптомы могут включать иммунные, неврологические и когнитивные нарушения, бессонницу и дисфункцию вегетативной системы. Могут появиться мышечные и суставные боли, боль в горле и головная боль.

Клиническая картина синдрома хронической усталости

Начало симптомов может быть внезапным, например, сразу же после вирусного заболевания, или постепенным, без видимых причин. Симптомы могут колебаться от умеренных до изнурительных. По крайней мере, 25% пациентов не могут вставать с постели или выходить из дома.

Состояние настолько переменное, что большинству пациентов требуются до 6 месяцев, прежде чем будет поставлен диагноз. Поскольку патология синдрома хронической усталости остается неизвестной, в настоящее время нет биологических тестов, которые могут быть использованы для диагностики.

Лечение синдрома хронической усталости

Сейчас ученые сосредоточены на поведенческих и психологических подходах, которые смогли бы улучшить физическое состояние пациентов. Они рассматривают прогресс, достигнутый за счет сочетания специализированной медицинской помощи, куда входят когнитивно-поведенческая терапия, ЛФК и адаптивная синхронизация. Цель лечения включает в себя помощь пациентам восстановить качество жизни и вернуться к работе.

В то время как одни исследователи стараются поставить пациентов на ноги, другое исследование наблюдало за 40 людьми, которые заболели после гриппа, и не могут вернуться к нормальной жизни. Это исследование направлено на изучение причин на молекулярном уровне.

Профессор Симон Вессели (Simon Wessely) говорит, что, хотя есть убедительные доказательства основной биологической причины этого заболевания, ученые должны помочь пациентам справиться с их проблемами. Для снижения симптомов ученые предлагают дополнительные методы, в том числе препараты, такие как обезболивающие, антидепрессанты и противорвотные. Они считают, что гомеопатия, акупунктура и диетические изменения могут помочь при заболевании.

Исследователи подчеркивают, что синдром хронической усталости и депрессия – это не одно и то же. Предшествующая депрессия может увеличить риск заболевания, но антидепрессанты здесь не эффективны. Физические упражнения могут помочь некоторым людям, но, так как у симптомов может быть рецидив после нагрузки, физические упражнения подходят не всем.

Под руководством доктора Патрика МакГоуэн (Patrick McGowan) из Университета Торонто, Канада, исследователи обнаружили признаки эпигенетических модификаций по всему геному у пациентов с синдромом хронической усталости. Изменения были найдены вокруг иммунных генов, которые влияют на функции иммунных клеток пациентов.

Доктор МакГоуэн сказал: «Наша работа еще находится на ранних стадиях, но мы стараемся выявить биологические изменения в сложной болезни, используя геномику. Некоторые врачи до сих пор не считают синдром хронической усталости «реальной болезнью», потому что конкретные биологические маркеры или причины не были обнаружены».

А ученые Стэнфордского университета во главе с доктором Майклом Зейнах (Michael Zeinah) обнаружили уменьшение белого вещества в правом полушарии мозга у пациентов с синдромом хронической усталости. Уровни уменьшения были связаны с тяжестью состояния пациента. Кроме того, исследователи наблюдали увеличение серого вещества в области, примыкающей к белому веществу. Серое вещество, как правило, обрабатывает информацию, в то время как белое вещество передает информацию из одной части мозга к другой. Исследователи считают, что эти аномалии при синдроме хронической усталости связаны с хроническим воспалением, возможно, это затяжной иммунологический ответ на вирусную инфекцию.

В феврале 2015 года ученые из Колумбийского университета в Нью-Йорке предоставили дополнительные свидетельства того, что состояние является биологической болезнью. Результаты показали, что болезнь имеет определенные этапы. Исследователи протестировали уровни 51 иммунных биомаркеров у 298 пациентов и обнаружили определенные признаки у пациентов, которые болели больше 3 лет. У них было повышенное количество иммунных молекул, называемых цитокинами, в том числе один, который связан с усталостью. Эти исследования доказывают, что синдром хронической усталости не психологическое заболевание. Ученые надеются, что эти выводы могут привести к вариантам лечения в будущем. На самом деле уже есть антитела, уменьшающие уровень цитокина интерлейкина-17A, который повышается у пациентов на ранней стадии.

Возможно, эффективное лечение не за горами?

Литература