Дети, чьи матери заботились о них в дошкольные годы, имели более высокие темпы роста структур головного мозга, связанных с обучением, памятью и реакцией на стресс.
«Это исследование показывает, что существует чувствительный период, когда мозг реагирует на материнскую поддержку», — сказал Джоан Льюби (Joan Luby), детский психиатр Вашингтонского университета.
Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Исследователи изучили сканирование головного мозга детей от дошкольного до подросткового возраста. Ученые обнаружили, что резкий рост объема гиппокампа был у детей, чьи матери опекали и лелеяли их в дошкольном возрасте. Эта область головного мозга имеет решающее значение для обучения, памяти и эмоций. В противоположность этому, гиппокамп был меньше у подростков, чьи матери были сдержаны к детям в дошкольный период.
Предыдущие выводы тех же ученых уже показали связь между материнской нежностью и большим гиппокампом у детей, достигших школьного возраста. В новом исследовании ученые имели возможность наблюдать за устойчивым ростом гиппокампа у детей в разные периоды времени. 127 детям проводили три МРТ при поступлении в школу и до начала подросткового возраста.
«Отношения между родителями и детьми в дошкольный период имеют большое значение, даже более важное, чем когда ребенок становится старше», — сказал Льюб. «Мы считаем, что из-за пластичности головного мозга маленьких детей опыт начинает влиять на мозг очень рано. Это говорит о том, что дети должны получать поддержку и любовь в первые годы жизни».
Исследователи также обнаружили, что траектория роста гиппокампа связана со здоровыми эмоциями, которые были у детей до подросткового возраста. Когда родители начинают заниматься воспитанием позже, такая поддержка не дает тех же преимуществ в росте мозга, отметили ученые.
Авторы другого исследования нашли взаимосвязь между детской агрессией и задержкой речи.
Подробнее в научной статье:
Luby J. L. et al. Preschool is a sensitive period for the influence of maternal support on the trajectory of hippocampal development //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2016. – С. 201601443.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.