Возрастные изменения головного мозга могут быть уменьшены с помощью физических упражнений

Структурные повреждения головного мозга, связанные с возрастом, могут быть уменьшены с помощью аэробной тренировки. Результаты исследования опубликованы в научном журнале PLOS Biology. Процесс старения обычно сопровождает снижение когнитивных функций, и физические упражнения, как известно, борются с ними. Как это работает не совсем понятно, но развитие деменций, таких как болезнь Альцгеймера, связано с гиподинамией.

физические упражнения, пожилые люди, головной мозг
©pixabay/geralt

Риск деменции увеличивается с возрастом. Возрастные когнитивные расстройства происходят из-за изменений нейрональной функции и связаны с дефицитом кровоснабжения головного мозга.

Гарет Хоуэлл (Gareth Howell) выявил, что структурные изменения создают гематоэнцефалический барьер, пропускающий влаг, и вызывают воспаление мозговой ткани старых мышей, но это может быть уменьшено, если мыши будут регулярно бегать.

Авторы исследования изучали изменения в головном мозге у молодых и старых лабораторных мышей. Ученые сравнили их профили экспрессии генов с помощью РНК-секвенирования и с помощью флуоресцентной микроскопии и электронной микроскопии.

Ученые обнаружили у старых мышей возрастные изменения в экспрессии генов, соответствующих сосудистой системе, и воспаление в коре головного мозга. Наблюдалось снижение функции астроцитов (ключевая поддержка клеток головного мозга); уменьшение перицитов, которые окружают мелкие капилляры и венулы и поддерживают гематоэнцефалический барьер. С возрастом происходит увеличение плотности и активности иммунных клеток, известных как микроглии/моноциты. Очевидно, что нормальное старение вызывает существенные дисфункции в корковых нейроваскулярных единицах и повышение иммунной активности в коре.

Исследователи изучали влияние длительной физической тренировки на мозговые изменения у мышей от 12 месяцев – эквивалент среднего возраста у человека. Они оценили их мозг в 18 месяцев, что равняется примерно 60 годам человека, возраст, когда риск развития болезни Альцгеймера увеличивается.

И молодые, и старые мыши пробегали около 2 км каждый вечер. Испытания показали, что возрастная потеря в коре головного мозга была значительно снижена у этих мышей, а также другие показатели дисфункции сосудистой системы и гемато-энцефалического барьера были улучшены. Цифра микроглии/моноцитов также снизилась.

Аэробные упражнения, по-видимому, сохраняют цереброваскулярное здоровье, уменьшают возрастные нейровоспаления в коре головного мозга и гиппокампа у старых мышей.

Хоуэлл приходит к выводу: «Мы по возможности должны поддерживать активный образ жизни, который включает в себя достаточную физическую нагрузку. Учитывая старение населения, наше исследование поможет в пропаганде здорового образа жизни, которое включает регулярные физические упражнения».

Medical Insider уже писал, что психические и физические упражнения могут защитить от когнитивных нарушений у пожилых людей.

Подробнее в научной стать:

Ileana Soto et al. // APOE stabilization by exercise prevents aging neurovascular dysfunction and complement induction // PLOS Biology – 2015 – doi:10.1371/ journal.pbio.