Учеными разработан новый метод расчета биологического возраста

биологический возраст
Учеными разработан новый метод расчета биологического возраста
© Flickr / Michael Pardo

Ученые разработали новый молекулярный тест, предназначенный для расчета «биологического возраста», который отличается от «хронологического». В исследовании, опубликованном в научном журнале Genome Biology, была проведена совместная работа с учеными из Королевского колледжа в Лондоне, Великобритания, Каролинского института в Швеции и Университета Дьюка в Дареме, штат Северная Каролина.

Автор исследования Джеймс Тиммонс (James Timmons) из Королевского колледжа в Лондоне утверждает: «Физическое состояние часто используется для оценки «здорового старения» у пожилых людей, но теперь мы можем измерить старение, прежде чем появятся симптомы болезни или слабости».

Исследователи решили основать свой тест на генетических изменениях, связанных со здоровым старением, а не на поиске генов, которые связаны с болезнью или продолжительностью жизни. Они обнаружили, что активация 150 генов, расположенных в головном мозге, крови и мышцах была связана со здоровьем в возрасте 65 лет. Из этого открытия ученые разработали формулу, которая может определять, насколько медленнее человек стареет по сравнению со сверстниками того же возраста.

После тестирования формулы на людях, родившихся в одно и то же время, исследователи отметили широкий спектр оценок биологического возраста, предполагая, что биологический возраст индивида отличается от его хронологического возраста. Профессор Тиммонс говорит, что оценка биологического возраста человека не связана с образом жизни или физической активностью. Определяющим фактором процесса старения было нечто фундаментальное.

Кроме того, исследователи отметили связь между низкими баллами в новом тесте и когнитивными нарушениями. Это указывает на то, что в будущем тест может определять людей с высоким риском болезни Альцгеймера и другими видами деменции.

Хотя тест дает представление о процессе старения индивида, он не показывает, как люди могут улучшить биологический возраст.

«Теперь нам нужно узнать больше о том, почему происходят эти огромные различия в старении, мы надеемся, что этот тест может быть использован для снижения риска развития заболеваний, связанных с возрастом», — говорит профессор Тиммонс.

Доктор Неха Иссар-Браун (Neha Issar-Brown) объясняет важность исследования: «Хотя старение естественно для нашего тела и мозга, преждевременное старение и более серьезные нарушения физической и когнитивной функции имеют разрушительные последствия для человека и его семьи, а также влияют на общество и экономику. Это новое исследование поможет улучшить разработку и оценку методов лечения, которые продлевают здоровье в пожилом возрасте».

Sood, Sanjana; Gallagher, Iain; Lunnon, Katie; Rullman, Eric; Keohane, Aoife et al. (2015) A novel multi-tissue RNA diagnostic of healthy ageing relates to cognitive health status // Genome Biology – vol. 16 (1) – p. 185