Исчезновение неандертальцев может быть связано с болезнями, принесёнными из Африки

Болезни, принесенные из Африки, возможно, сыграли определенную роль в вымирании неандертальцев. Такое заключение сделали ученые из университета Кембриджа и Оксфорда в Великобритании. Исследование опубликовано в научном журнале American Journal of Physical Anthropology.

(с) commons.wikimedia.org

Неандертальцы являются самыми близкими нашими родственниками. Они были небольшого роста и коренастыми, но объем их головного мозга был большим. Неандертальцы делали и использовали сложные орудия труда, поддерживали огонь, жили в убежищах, шили и носили одежду, хоронили умерших и отмечали их могилы цветами. Солитер, туберкулез, некоторые виды герпеса, язва желудка и другие хронические заболевания ослабили неандертальцев и способствовали их гибели, считают ученые.

Ископаемые и генетические данные свидетельствуют, что неандертальцы и современные люди (Homo Sapiens) эволюционировали от общего предка 500000 – 200000 лет назад. Неандертальцы доминировали в Европе на протяжении десятков тысяч лет до холодного периода. За несколько тысяч лет после этого число неандертальцев сократилось до грани исчезновения. Последние данные свидетельствуют о том, что неандертальцы вымерли около 40 тысяч лет назад.

Изучив последние данные генов патогенов и ДНК древних костей, исследователи заключают, что некоторые инфекционные заболевания на много тысяч лет старше, чем считалось ранее. Добавьте к этому доказательства, что наши предки скрещивались с неандертальцами и обменивались генами заболеваний, а люди передавали заболевания неандертальцам.

Новые методы позволяют изучить историю болезни с двух точек зрения: на основе анализа генетического кода современных заболеваний, а также путем поиска генов болезней в ДНК, выделенной из ископаемых наших ранних предков.

Традиционная точка зрения возникновения инфекционных заболеваний состоит в том, что они возникли, когда люди начали разводить скот около 8000 лет назад. Но новые данные свидетельствуют, что многие инфекционные заболевания развивались с нашими предками на протяжении от десятков тысяч до миллионов лет. Кроме того, вполне вероятно, что многие болезни, такие как туберкулез, перешли от животных. Авторы исследования предполагают, что появление сельского хозяйства и оседлый образ жизни являлись идеальными условиями для развития заболеваний, которые уже присутствовали у неандертальцев.

Исследователи предполагают, что вирус простого герпеса был одним из заболеваний, которая пришло к современному человеку от неандертальца. Информация, хранящаяся в вирусном геноме, показывает, что он пришел из Африки около 1,6 миллионов лет назад.

Другим примером может служить хеликобактер пилори – бактерия, которая вызывает язву и рак желудка. Они также пришли из Африки 88-116 тысяч лет назад, приехав в Европу с волнами миграции людей.

Некоторые из новых теорий предполагают, что неандертальцы вымерли из-за изменения климата.

Но автор исследования Шаллотте Хоулдкрофт (Charlotte Houldcroft) заключает: “Вполне вероятно, что сочетание факторов привело к гибели неандертальцев, но доказательства того, что на их гибель влияло распространение болезней, тоже имеют большое значение”.

Авторы другого исследования заявили, что провели генетический анализ Yхромосомы неандертальца.

Houldcroft C. J., Underdown S. Neanderthal Genomics Suggests a Pleistocene Time Frame for the First Epidemiologic Transition //American Journal of Physical Anthropology. – 2015. – С. 017343.