Исследователи выдвинули новые идеи, которые помогут в лечении астмы, хронической обструктивной болезни легких и муковисцидоза

астма, хроническая обструктивная болезнь легких, муковисцидоз
Профессор Бретт отмечает: «Когда клетки экспрессируют CLCA1, они производят хлористый ток. Но когда мы стали лучше понимать трехмерные структуры белков, то осознали, что CLCA белки не могли быть каналами. Вот и возник вопрос, как они активируют эти токи, если они не являются каналами?»

Авторы исследования из Вашингтонского университета медицинской школы в Сент-Луисе сообщили о своих результатах в журнале elife.

Томас Бретт (Thomas Brett), старший автор исследования, говорит: «Новое исследование закладывает основу для разработки методов лечения таких заболеваний, как астма, ХОБЛ, муковисцидоз и даже некоторые виды рака».

При таких заболеваниях, как астма и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), в организме вырабатывается слишком много слизи, затрудняющей дыхание. При муковисцидозе вырабатывается слишком густая слизь, которая забивает легкие и пищеварительный тракт.

Значимость нового исследования заключается в открытии ионных каналов. Специальные белки, которые вырабатывают поры в клеточной мембране, помогают регулировать поток заряженных частиц внутри и вне клетки. Ионные каналы клетки позволяют отправлять и получать электрические сигналы, которые играют роль в выработке слизи, в контроле сердечного ритма и функций мозга.

Например, поток хлорид-ионов в клетках помогает контролировать выработку слизи. Слизь, которая вырабатывается из гликопротеинов и воды, – это ловушка для загрязнений и инородных частиц, которые могут причинить вред легким. Однако, при заболевании муковисцидозом и астмой вырабатывается слишком много слизи, что затрудняет дыхание и повышает риск инфекции.

Около 20 лет назад ученые обнаружили белок под названием CLCA1, который при выявлении в высоких уровнях в клетках связывали с гиперпродукцией слизи. Долгое время считалось, что CLCA1 был из хлоридных ионных каналов.

В конце концов ученые решили, что белки CLCA это не каналы, но триггеры; они активируют каналы и позволяют хлорид-ионам проходить через клеточные мембраны.

Он обнаружил, что при CLCA1 происходит высвобождение ионов хлорида, когда канал обнаруживает присутствие ионов кальция. Ученые также заметили, что движение хлорид-ионов вызвано CLCA1 и внешне очень похоже на то, как хлорид-ионы проходят через канал, известный как TMEM16A, поэтому они решили исследовать, взаимодействуют ли эти два белка.

TMEM16A был обнаружен только 7 лет назад у млекопитающих и в изобилии содержится в клетках, выстилающих дыхательные пути. Существуют доказательства, что когда существует избыток TMEM16A, то образуется слишком много CLCA1, и это связано с гиперпродукцией слизи при дыхательных заболеваниях.

Бретт показал, что CLCA1 -это триггеры TMEM16A, и повышенная экспрессия CLCA1 увеличивает количество TMEM16A в соседних клетках.

Он объясняет: «Мы не думаем, что CLCA1 на самом деле открывает канал, но канал может функционировать и без CLCA1. Мы думаем, что он просто держит канал на поверхности клеток в течение длительного периода времени. Это уникальная находка. Мы не знаем других примеров подобного взаимодействия между белком и каналом».

Выводы имеют более широкие последствия. Если другие белки также взаимодействуют друг с другом, то это могло бы пролить свет на широкий спектр заболеваний, включая рак и сердечно-сосудистые заболевания.

Например, каналы TMEM16 и белки CLCA связаны с определенными типами рака, включая опухоли молочной железы, которые распространяются на легкие. Они также вовлечены в сердечно-сосудистые заболевания, такие как нарушения сердечного ритма и сердечная недостаточность. Ученые продолжают изучать взаимодействие между белком и каналом, и как увеличение или уменьшение их может влиять на ионные потоки и воздействовать на сократимость миокарда.

Sala-Rabanal, Monica; Yurtsever, Zeynep; Nichols, Colin G; Brett, Tom J (2015) Secreted CLCA1 modulates TMEM16A to activate Ca2+-dependent chloride currents in human cells // eLife – vol. 4 – p. e05875