Ученые научились лечить малярию на генетическом уровне

генетика, малярия,
Ученые научились лечить малярию на генетическом уровне
©Flickr/NIAID

Исследователи обнаружили, что можно замедлить развитие малярийного паразита внутри клеток крови путем изменения его экспрессии генов. Они показывают, что даже лекарственно-устойчивые штаммы, которые распространены во всем мире, могут поддаться этой технике.

В то время как огромные достижения были сделаны в борьбе по ликвидации малярии, болезнь по-прежнему распространена, особенно в Африке, где почти полмиллиона детей в возрасте до 5 лет умирают от паразитарных заболеваний каждый год.

Эффективные инструменты для предотвращения и лечения малярии существуют, но появились штаммы паразитов, которые устойчивы к лекарствам и инсектицидам. 

«Лекарственная устойчивость штаммов становится серьезной проблемой в таких местах, как Юго-Восточная Азия», — отмечает автор исследования лауреат Нобелевской премии Сидни Альтман (Sidney Altman), молекулярный биолог и профессор Йельского университета.

Люди заражаются малярией через укусы комаров, несущих паразит Plasmodium. Возбудитель в организме человека размножается в печени и заражает красные кровяные тельца. Если не лечить малярию, то это может быть опасным для жизни, нарушается кровоснабжение жизненно важных органов. Каждый год почти 2 миллиона человек заражаются малярией, и 600 000 больных умирают от нее.

В своем исследовании профессор Альтман с соавторами подчеркивают важность понимания биологии малярийного паразита, в частности, его генов, так как это может быть плодотворным направлением для поиска новых лекарственных целей.

Ученые изучили роль РНК (рибонуклеиновая кислота), которая осуществляет приказ ДНК для направления синтеза белков, которые имеют решающее значение для роста и развития организма. Исследователи нашли способ, как можно изменить экспрессию гена малярийного плазмодия, самого опасного штамма малярийного паразита.

Инструмент, который они использовали, называется морфолино олигомер (МО). Исследователи используют его, чтобы блокировать доступ к другим молекулам специфических последовательностей в РНК. Профессор Альтман показал, что использование МО мешает экспрессии генов у Plasmodium, при этом нарушается его развитие внутри клеток крови.

Ученые показали, что техника замедлила развитие паразита даже в штаммах, которые были устойчивы к двум общим противомалярийным препаратам. 

В своей работе исследователи пришли к выводу: «Все это дает возможность для использования в крупномасштабных геномных функциональных анализах и, возможно, в терапии малярии».

В 1989 году профессор Альтман был награжден Нобелевской премией за открытие, что РНК также участвует в химических реакциях в клетках аналогично с ферментом. До этого считалось, что только белки могут вести себя как ферменты, а роль РНК была ограничена проведением генетических кодов между частями клеток.

Подробнее в научной статье:

Garg, Aprajita; Wesolowski, Donna; Alonso, Dulce; Deitsch, Kirk W.; Ben Mamoun, Choukri et al. (2015) Targeting protein translation, RNA splicing, and degradation by morpholino-based conjugates in Plasmodium falciparum // PNAS – p. 1515864112