Исследователи обнаружили новый метод диагностики сотрясения мозга

анализ крови, сотрясение головного мозга, белок

Команда исследователей из Университета Брауна выявили диагностические признаки, которые появляются в периферической крови после черепно-мозговой травмы в течение нескольких часов и которые можно обнаружить с помощью обычных лабораторных анализов крови. Полученные результаты опубликованы в научном журнале Journal of neurotrauma.

«Большинство исследователей сосредотачивались на выявлении белков, выделяемых из умирающих клеток мозга, но эти белки не всегда обнаруживаются после травмы и часто требуют дорогостоящих анализов для измерения. Поэтому мы изучили белки, которые вырабатываются при повреждений тканей головного мозга», – говорит соавтор исследования Адам Чодобский (Adam Chodobski) из университета Брауна.

В исследовании участвовали три группы пациентов. В первую группу включили 55 %, которые имели сотрясение мозга, диагностированное с помощью распространенных методов диагностики. Вторая группа состояла из 44 здоровых людей. В третью группу включили 17 %, которые имели переломы в трубчатых костях.

У всех пациентов измерялись уровни 18 воспалительных белков.

В ходе исследования ученые определили четыре белка (copeptin, galectin 3, matrix metalloproteinase 9 и occludin), которые изменились в крови вскоре (в течение восьми часов) после сотрясения мозга и ортопедических травм, таких как разрыв костной ткани. Анализ показал четырехкратное увеличение концентрации белков galectin 3, occludin, matrix metalloproteinase 9 и трехкратное уменьшение белка copeptin у больных с сотрясением мозга по сравнению со здоровыми людьми. Также исследователи обнаружили изменения концентрации этих белков после переломов костей, но корреляция с одновременным изменением концентрации всех белков отмечалась только при сотрясении мозга, что позволяет отличить сотрясение мозга от других травм тела.

Исследователи утверждают, что белки легко измеримы стандартными анализами, но команда надеется разработать микрофлюидальный чип, который способен диагностировать сотрясение головного мозга.

Shan R. et al. A new panel of blood biomarkers for the diagnosis of mild traumatic brain injury/concussion in adults //Journal of neurotrauma. – 2016. – Т. 33. – №. 1. – С. 49-57.