Люди, которые используют только силу воли для достижения целей, сопротивляются искушениям и считаются более заслуживающими доверия

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Journal of Personality and Social Psychology, люди, которые используют силу воли для преодоления искушений и достижения своих целей, воспринимаются как более заслуживающие доверия, чем те, кто использует стратегии, включающие внешние стимулы или сдерживающие факторы, такие как банки с нецензурной лексикой или приложения, блокирующие Интернет.

«Знание о том, что люди могут использовать стратегии внешних обязательств для преодоления проблем самоконтроля, существовало в той или иной форме на протяжении тысячелетий. По крайней мере, со времен Гомера и Одиссея основное внимание уделялось эффективности этих стратегий для человека, решившего участвовать в них», — сказала ведущий автор исследования Ариэлла Кристал (Ariella Kristal) из Колумбийского университета (Columbia University).

«Эта предыдущая работа продемонстрировала, например, что Одиссей принял правильное решение привязать себя к мачте, а не пытаться использовать силу воли, чтобы противостоять сиренам в этот момент».

По словам Кристал, эти подходы, известные как стратегии обязательств, доказали свою эффективность в достижении различных целей, включая отказ от курения, потерю веса, академическую успеваемость и экономию денег. Однако, несмотря на преимущества стратегий обязательств, мало исследований было проведено о том, как они влияют на восприятие другими людей, использующих их.

Чтобы лучше понять, как использование людьми стратегии обязательств вместо силы воли влияет на восприятие их другими, Кристал и ее соавтор Джулиан Златев (Julian Zlatev) из Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School) провели серию онлайн-экспериментов с участием более 2800 участников из Соединенных Штатов.

В большинстве экспериментов участникам была представлена гипотетическая ситуация с участием людей, которые пытались достичь цели, используя силу воли или стратегию обязательств.

В одном эксперименте их попросили оценить честность гипотетических людей, которые использовали силу воли, чтобы избежать нежелательного поведения (например, употребления нездоровой пищи или употребления алкоголя), и платили 5 долларов каждый раз, когда они демонстрировали нежелательное поведение. В другом сценарии гипотетические люди либо использовали силу воли, либо приложение, чтобы избежать отвлекающих веб-сайтов, таких как Facebook или Instagram.

В целом люди, которые, как было описано, использовали стратегии приверженности для достижения своих целей, были признаны менее заслуживающими доверия, чем те, кто использовал только силу воли.

В двух экспериментах ученые обнаружили, что участники с большей вероятностью оценивали гипотетических пользователей стратегий обязательств как менее заслуживающих доверия, хотя участники признавали, что эти стратегии более эффективны, чем одна только сила воли. В другом случае участники с меньшей вероятностью выбирали стратегию внешних обязательств, если думали, что другие могут об этом узнать.

«Люди, похоже, особенно неохотно принимают стратегии обязательств, когда их использование будет обнародовано, и, хотя сопротивление людей не столь велико, оно продолжает оставаться повышенным, даже когда использование стратегий будет оставаться конфиденциальным», — сказала Кристал. «Это происходит, несмотря на то, что люди осознают и признают преимущества этих стратегий обязательств».

Исследователи полагают, что решение использовать стратегию обязательств сигнализирует другим о недостатках характера человека. То есть люди считают, что те, кому требуется внешняя помощь (в отличие от использования только силы воли), с большей вероятностью потерпели неудачу в прошлом и, следовательно, менее способны самостоятельно преодолеть проблемы самоконтроля.

«Прошлые неудачи в самоконтроле могут рассматриваться другими как моральные неудачи. Поскольку мораль является важным компонентом честности в частности и надежности в более широком смысле, люди, которые полагаются на стратегии приверженности, могут рассматриваться как менее заслуживающие доверия, чем те, кто просто использует силу воли”, – отметила Кристал.

По словам Кристал, эти результаты имеют важное значение для разработки программ и инициатив, которые опираются на внешние стратегии, чтобы помочь людям достичь своих целей. Изучая роль межличностных суждений в выборе стратегии самоконтроля, мы можем начать понимать, почему люди могут не принять эти полезные стратегии и как лучше способствовать эффективному их использованию.

Литература:
Ariella Kristal et al, Going Beyond the “Self” in Self-Control: Interpersonal Consequences of Commitment Strategies, Journal of Personality and Social Psychology (2024). DOI: 10.1037/pspa0000385