Риск передачи бактерий с множественной лекарственной устойчивостью оказывается самым высоким через больничные раковины

Новое исследование, опубликованное в журнале American Journal of Infection Control (AJIC), сообщает о мерах по предотвращению инфекций, предпринятых для борьбы с многомесячной вспышкой энтеробактерий, продуцирующих карбапенемазы, которая произошла в педиатрическом отделении Медицинского центра Омори Университета Тохо (Toho University Omori Medical Center) в Токио в 2017 году. Это исследование подчеркивает особую уязвимость к загрязнению через раковины и другие источники воды; действительно, даже замена всех раковин в палате не остановила эту вспышку.

Энтеробактерии (CPE), продуцирующие карбапенемазы, представляют собой серьезную угрозу общественному здравоохранению из-за их устойчивости к широко используемым антибиотикам. Биологический механизм, обеспечивающий множественную лекарственную устойчивость, может передаваться от одного вида бактерий к другому, способствуя растущей эпидемии устойчивости к противомикробным препаратам. Вспышка одного вида CPE в больнице может перерасти в вспышку, охватывающую множество видов, и остановить ее будет гораздо труднее. Многие исследования показали, что существует высокий риск загрязнения CPE внутри и вокруг больничных раковин.

В этом новом отчете академического медицинского центра в Токио подробно описано обнаружение CPE у одного пациента в июне 2016 года, что, по-видимому, спровоцировало вспышку, начавшуюся в марте 2017 года и закончившуюся в октябре 2017 года. Вспышка охватила в общей сложности 19 пациентов детского возраста. Команда по профилактике инфекций взяла образцы микробов у пациентов и из окружающей среды педиатрического отделения, чтобы лучше понять, как распространяется вспышка.

В результате отбора проб было обнаружено девять раковин, загрязненных CPE, в том числе шесть в больничных палатах и еще три в медпункте, в туалете и в льдогенераторе. Все CPE-положительные раковины были обнаружены в комнатах, где лечились CPE-положительные пациенты. В палатах с CPE-отрицательными пациентами загрязнения раковины не обнаружено.

В рамках процесса борьбы со вспышкой был проведен анализ генома для выявления специфических механизмов устойчивости, обнаруженных у бактериальных штаммов, в том числе Klebsiella variicola, Klebsiella quasipneumoniae и Escherichia coli, среди других. Идентичные последовательности ДНК во всех образцах, кроме одного, подтверждают идею о том, что механизм устойчивости мог передаваться от одного вида бактерий к другому внутри больницы.

Чтобы помочь обуздать вспышку, в июне 2017 года все раковины в педиатрическом отделении были заменены на новые, а новые раковины были тщательно продезинфицированы перекисью водорода. Однако загрязнение CPE продолжалось даже после этого шага. Обнаружение одних и тех же видов бактерий в раковинах в соседних комнатах указывает на то, что возможна передача патогена из одной раковины в другую через канализацию и подключенную водопроводную систему.

Другие меры, реализованные группой по профилактике инфекций, состоящей из врачей, медсестер, фармацевтов и микробиологов, включали рекомендации по дезинфекции рук после использования раковин, внедрение одноразовых инструментов для чистки раковин, запрет полоскания рта водой из раковины, введение процедур дезинфекции и сушки для всех предметов, подвергающихся воздействию воды из раковины, и многое другое. Наконец, после октября 2017 года в пробах пациентов и при надзоре за окружающей средой не было выявлено дальнейшего загрязнения CPE.

«После нескольких месяцев интенсивных протоколов инфекционного контроля мы наконец смогли объявить о прекращении этой вспышки», — сказала Садако Ёсидзава (Sadako Yoshizawa), научный сотрудник кафедры микробиологии и инфекционных заболеваний Медицинской школы Университета Тохо и автор настоящего исследования. «Наш опыт подчеркивает важность сосредоточения внимания на раковинах и других местах, связанных с водой, в больничных палатах, поскольку они имеют решающее значение для передачи CPE и, следовательно, являются основными фронтами в борьбе с устойчивостью к антибиотикам».

Дополнительные подробности исследования:

Медицинский центр Омори Университета Тохо — это академический медицинский центр на 916 коек с 55 койками для педиатрических стационаров. Первым пациентом, у которого была обнаружена CPE в июне 2016 года, был годовалый мальчик, госпитализированный с заболеванием сердца. Механизмом устойчивости, обнаруженным во время этой вспышки, была плазмида, обеспечивающая выработку карбапенемазы, которая может сделать бактерии устойчивыми к антибиотикам класса карбапенемов. Во время этой вспышки все штаммы CPE, кроме одного, содержали blaIMP-1 с идентичными плазмидами IncM1, несущими blaIMP-1.

«Огромные усилия, затраченные на борьбу с этой вспышкой, отражают комплексный и целостный подход к профилактике инфекций, который требуется в таких ситуациях», — сказала Таня Бабб (Tania Bubb), главный редактор APIC. «Даже такая решительная мера, как замена загрязненных раковин, может оказаться недостаточной, чтобы остановить распространение устойчивых к антибиотикам организмов. Эта вспышка закончилась потому, что группа по предотвращению инфекций внедрила комплекс основных процессов, связанных с гигиеной рук, а также использованием и дезинфекцией больничных раковин”.

Литература:
Outbreak of multispecies carbapenemase-producing Enterobacterales associated with pediatric ward sinks: IncM1 plasmids act as vehicles for cross-species transmission, American Journal of Infection Control (2024). DOI: 10.1016/j.ajic.2024.02.013