Измерение уровня гомоцистеина (аминокислоты) в крови может помочь предсказать риск развития у человека обструктивного апноэ во сне — расстройства, характеризующегося периодическими перебоями дыхания из-за расслабления мышц горла во время сна. Согласно исследованию, проведенному в Бразилии этот простой анализ крови также может помочь врачам оценить, может ли у пациента с легкой или умеренной формой заболевания развиться тяжелая форма. Исследование опубликовано в научном журнале European Archives of Oto-Rhino-Laryngology.
«Мы пока не знаем, вызывает ли апноэ повышение уровня гомоцистеина в крови или же повышение уровня этой аминокислоты вызывает тяжелое апноэ. Наша гипотеза состоит в том, что это двусторонняя корреляция», — комментирует Моника Леви Андерсен (Monica Levy Andersen), профессор и автор статьи.
«Было бы хорошей идеей, чтобы больше врачей всех специальностей включили анализ крови на гомоцистеин в анализ крови, назначаемый при осмотре людям старше 40 лет».
Гомоцистеин уже давно интересует кардиологов, поскольку имеются убедительные доказательства того, что аномально высокие уровни этой аминокислоты (гипергомоцистеинемия), то есть более 15 микромоль на литр крови (мкмоль/л), могут вызывать изменения в стенках кровеносных сосудов и способствовать развитие ишемической болезни сердца, тромбозов, инфарктов и инсультов.
«Дефицит витаминов группы B, особенно B6, B9 и B12, предрасполагает человека к гипергомоцистеинемии. Употребление в пищу продуктов, содержащих эти витамины, или прием их в качестве добавок может стать стратегией модуляции уровня аминокислот в крови», — объясняет Ванесса Кавальканте Сильва (Vanessa Cavalcante-Silva), научный сотрудник и автор статьи.
Эпидемиология сна
Эпидемиологическое исследование сна («Episono») уже более 15 лет проводится профессором Серджио Туфиком (Sergio Tufik) целью узнать больше о качестве сна и влиянии нарушений сна на здоровье людей, живущих в городе Сан-Паулу.
Данные за 2007 год, опубликованные в другой статье, показали, что 42% храпят три раза в неделю и более, и почти у 33% наблюдается апноэ во сне.
Помимо жалоб членов семьи на громкий храп, апноэ ухудшает концентрацию внимания и память. Апноэ во сне также ускоряет старение клеток и увеличивает риск возникновения ряда заболеваний, таких как высокое артериальное давление, диабет и сердечная недостаточность.
Чтобы изучить корреляцию между апноэ во сне и уровнем гомоцистеина в крови, команда ученых, координируемая Андерсеном, отобрала выборку добровольцев, которые прошли полисомнографический тест для измерения индекса апноэ-гипопноэ (ИАГ), который указывает на тяжесть апноэ во сне путем подсчета количество раз, когда дыхание замедляется или останавливается в среднем за час сна.
«До пяти событий в час считается нормальным. От пяти до 15 — легкое апноэ, 15–30 — умеренное, а более 30 — тяжелое», — поясняет Кавальканте-Сильва.
Команда сначала измерила ИАГ у 854 добровольцев, принявших участие в опросе в 2007 году, диагностировав отсутствие апноэ у 54,4%, легкое апноэ у 24,4%, умеренное апноэ у 12,4% и тяжелое апноэ у 8,8%. Эти же субъекты были также классифицированы по уровню гомоцистеина в крови: до 10 мкмоль/л считалось нормальным, 10–15 мкмоль/л умеренным и более 15 мкмоль/л высоким.
«Когда мы сопоставили данные, мы обнаружили, что у субъектов с высоким уровнем гомоцистеина также был более высокий ИАГ. У людей с уровнем более 15 мкмоль/л ИАГ был в среднем на 7,43 выше, чем у людей с уровнем менее 10 мкмоль/л», — объясняет Кавальканте-Сильва.
Влияние таких факторов, как вес, биологический пол и возраст, корректировали статистическими методами.
На втором этапе исследователи проанализировали данные тех же добровольцев в раунде опроса 2015 года, хотя размер выборки сократился до 561, поскольку некоторые из них не смогли принять участие в этом раунде. Пропорции теперь были следующими: отсутствие апноэ у 29,8%, легкое апноэ у 31,2%, умеренное апноэ у 19,4% и тяжелое апноэ у 19,6%.
«На этом этапе целью было выяснить, является ли гомоцистеин фактором риска развития апноэ, поэтому мы исключили участников, у которых было апноэ в 2007 году, и проанализировали данные для тех, кто тогда спал нормально. В этой подгруппе наблюдался рост уровня гомоцистеина на 1 мкмоль/л в 2007 году представлял собой повышение на 0,98% риска диагноза апноэ в 2015 году», — комментирует Кавальканте-Сильва.
«Это небольшой риск, но он существует. Дело в том, что мы представили новый фактор, который легко измерить и который имеет клиническое и практическое применение», — заключает Андерсен. «Теперь было бы интересно провести исследование в другом формате, в котором участники будут оцениваться ежегодно, и мы могли бы получить более обширные данные».
Литература:
Vanessa Cavalcante-Silva et al, Homocysteine as a predictor of apnea–hypopnea index in obstructive sleep apnea: a longitudinal epidemiological study (EPISONO), European Archives of Oto-Rhino-Laryngology (2024). DOI: 10.1007/s00405-024-08614-z
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];