Организации здравоохранения во всем мире не справляются с бременем психических расстройств. Только 35-50% нуждающихся людей получают хотя бы некоторое базовое лечение. Это справедливо для стран с высоким уровнем дохода. Для страны с низким и средним уровнем доходов эти цифры уже 76-85%.
Причины этого дисбаланса варьируются от ограниченного доступа к диагностике и лечению до невозможности идентифицировать проблему. Ассоциации здравоохранения, исследователи и технологические компании вкладывают большие средства в борьбу с проблемами психического здоровья. В этом контексте цифровые технологии находятся в центре внимания. Цифровое здравоохранение, телемедицина и перспективные применения Интернета вещей, искусственного интеллекта находят все большее применение.
Применение цифровых технологий в психиатрии
В данном обзоре рассмотрим некоторые применения работ в области цифровых технологий в психиатрии на примере созданной в 2017 году.
Стэнфордской лаборатории инноваций и предпринимательства в области мозга Brainstorm (Stanford Laboratory for Brain Health Innovation and Entrepreneurship). В своей работе она адаптирует биопсихосоциальную модель болезни для решения проблем на системном уровне. По мнению специалистов Brainstorm, современными решениями в области психиатрии являются: текстовые сообщения, видеоконференции, приложения для мобильных телефонов, новые областей развития виртуальной реальности, дополненной реальности, отслеживания поведения, а также носимые сенсоры и чатботы.
Одной из самых больших проблем в клинической психиатрической практике является отсутствие объективных измерений для информирования о принятии клинических решений. Новые технологии позволяют получить ранее не измеряемые данные, которые от уровня индивидуальных пациентов могут быть объединены в более крупные базы данных, называемые «большими данными (big data)». Например, поведенческие модели (депрессивный пациент, чье число ежедневных шагов внезапно снижается) отслеживаются с течением времени.
Вот как иллюстрирует возможности цифровых платформ для психиатрии профессор Уолтер Гринлиф из Brainstorm.
Скрининг, идентификация и диагностика
В этих областях психиатрия, в первую очередь, полагалась на клиническую оценку и самоотчет. К сожалению, это может стать приводить к несвоевременности в терапии и профилактике. Согласно NIMH, применяемая в настоящее время методика скрининга и диагностики приводит к средней задержке между появлением симптомов и вмешательством от 8 до 10 лет.
Цифровые решения направлены на решение этих проблем и помощь клиницистам в получении и использовании качественной объективной информации. Ярким примером является цифровое фенотипирование. Это процесс сбора данных, собранных от различных технологий (например, сенсоры и смартфоны), и превращение этих данных в клинически значимую информацию. Например, смартфон может собирать информацию о том, сколько пациентов перемещается или взаимодействует с другими; эта информация может быть собрана либо активно путем прямого ввода от пользователей, либо пассивно, используя такие функции, как GPS или журналы исходящих вызовов и сообщений. Данные могут использоваться для скрининга, диагностики, профилактики и лечения заболеваний, и исследователи начали изучать точность и потенциал этих инструментов.
Терапевтические вмешательства
Телепсихиатрия, не будучи формально форматом лечения, стала одним из первых методов контактов с пациентами для диагностики и лечения. Сегодня, используя форматы аудио, видео и текст, клиницисты могут консультироваться с коллегами или оказывать помощь пациентам. Телепсихиатрия может быть столь же эффективным, как и индивидуальное лечение с точки зрения точности диагностики, эффективности лечения и качества медицинской помощи.
Одной из наиболее быстрорастущих областей технологии является когнитивная поведенческая терапия, которая хорошо поддается цифровой обработке.
Мета-анализ в 2014 году показал, что ориентированная на Интернет КПТ была столь же эффективной, как и непосредственный контакт с пациентом.
Как результат, было создано большое количество продуктов КПТ – как для академических, так и для прикладных целей.
Интернет КПТ или специальные приложения могут решать многие проблемы, включая депрессию, беспокойство, расстройства питания, социальную тревогу, бессонницу и наркоманию.
Виртуальная реальность и дополненная реальность предоставляют уникальную возможность для лечения пациентов. Виртуальная реальность создает виртуальный компьютерный мир для пользователя, который может использовать наушники; дополненная реальность объединяет реальный мир с виртуальным миром, чтобы для взаимодействия со своей средой. ПТСР и фобии особенно хорошо подходят для виртуальной реальности, что создает имитируемую среду. Пациенты подвергаются травматическим или вызывающих страх ситуациям и изучают соответствующие ответы. Виртуальная реальность также использовалась для таких условий, как алкогольная зависимость (имитация бара, чтобы помочь приобрести навыки для избегания употребления алкоголя), расстройства аутистического спектра (обучение распознаванию эмоций) и боль (с использованием методов отвлечения внимания, что привело к снижению потребности в анестезии и опиоидных препаратах).
Новейшим технологическим средством является чатбот — компьютерный алгоритм, который использует искусственный интеллект, чтобы имитировать разговор с пациентами таким образом, который может быть использован для лечения. Подобно тому, как боты могут использоваться, чтобы помочь людям совершать покупки в Интернете, их можно обучить понимать эмоциональные реакции и соответственно реагировать. До сих пор чатботы использовались в терапии как средство КПТ для случаев депрессии и беспокойства.
Первое мероприятие, проведенное Brainstorm, представляло собой соревнование между исследователями, которые разработали продукты виртуальной реальности для диагностики и лечения психических заболеваний. Оно проводилось стиле известного реалити шоу Shark Tank. Оно входило в программу ежегодной конференции Стэнфорда «Инновации в психиатрии и поведенческом здоровье» в октябре 2017 года. В финале встретились шесть команд. Среди них были старшеклассники, которая представляли игру виртуальной реальности, которая имитирует заболевание шизофренией, и команда исследователей из Медицинского колледжа Висконсина, которая разработала видеоигру для преодоления тревоги в реальном времени.
Победителем конкурса стала исследовательская группа из Университета Саймона Фрейзера в Канаде, которая изучает использование нейросенсоров, связанных с системой виртуальной реальности, призванной помочь определить, что может спровоцировать рецидив у выздоравливающего наркомана.
Литература
При подготовке обзора были использованы материалы лаборатории Brainstorm
Веб-сайт компании:
https://www.stanfordbrainstorm.com
Материал подготовил
Владимир Кузнецов МедТехИнфо t.me/MedTechInfo
В этом разделе мы публикуем статьи и материалы по медицинской тематике, присланные нашими читателями.
Если у вас есть что-то интересное, чем бы вы хотели поделиться с другими людьми, мы будем рады разместить вашу статью на нашем сайте.
Внимание!
В случае, если присланный вами материал не соответствует тематике сайта, он не будет опубликован без объяснения причины отказа в публикации. Если в вашей статье имеются ссылки, или статьи будут носить рекламный характер, то Вам сюда.
Защита авторских прав!
Присланный вами материал не должен нарушать авторских прав. Если это ваш материал, укажите ваше имя, и оно будет опубликовано в статье. В случае, если вы являетесь правообладателем и заметили, что размещенный на сайте материал нарушает ваши авторские права, напишите нам, этот материал будет немедленно удален с сайта. В письме приложите доказательства того, что вы являетесь автором материала или правообладателем.
По вопросам размещения пишите письма на email — [email protected]
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.