Согласно большому исследованию, опубликованному в научном журнале CMAJ (Canadian Medical Association Journal), ожирение является фактором риска мертворождения, и этот риск увеличивается по мере приближения родов.
Общий риск мертворождения во время беременности в Канаде составляет примерно 0,4%.
«Наши результаты показывают, что более ранняя дата родов может помочь снизить риск мертворождения у беременных женщин с ожирением», — комментирует автор исследования доктор Найла Рамджи (Naila Ramji) из Университета Далхаузи (Dalhousie University).
Хотя связь между ожирением и мертворождением хорошо известна, существует мало исследований о связи ожирения и риска мертворождения в зависимости от гестационного возраста или о влиянии более высоких степеней ожирения.
Чтобы восполнить этот пробел, ученые проанализировали данные реестра и сети Better Outcomes о 681 178 одноплодных родах, 1956 из которых закончились мертворождением, в Онтарио в период с 2012 по 2018 год. После поправки на другие факторы риска мертворождения, такие как диабет и высокое артериальное давление, исследователи обнаружили, что у людей с ожирением I степени (ИМТ 30–34,9 кг/м2) риск мертворождения на 39 неделе беременности вдвое выше, чем у людей с нормальным ИМТ (18,5–24,9 кг/м2).
Для лиц с ожирением II и III степени (ИМТ 35–39,9 кг/м2 и ИМТ 40 кг/м2 и выше соответственно) риск мертворождения на сроке 36 недель был в 2–2,5 раза выше, чем у лиц с нормальным ИМТ. Этот риск еще больше возрастал с увеличением гестационного возраста, более чем в четыре раза к сроку 40 недель.
«Для других заболеваний, которые повышают риск мертворождения, существуют положения, рекомендующие родоразрешение на сроке 38 или 39 недель. Интересно, что пороговые значения риска для этих состояний ниже, чем риски, связанные с ожирением. Мы обеспокоены тем, что скрытые предубеждения в отношении людей с ожирением могут привести к тому, что медицинское сообщество станет менее серьезно относиться к рискам, с которыми они сталкиваются», — добавляет доктор Рамджи.
Авторы исследования также изучили, наблюдались ли мертворождения до или во время родов, и обнаружили более высокий риск мертворождения до родов у людей с ожирением I и II степени.
Ученые надеются, что их результаты улучшат медицинский уход за этой группой риска.
«Беременные женщины с ожирением, особенно с дополнительными факторами риска, могут получить пользу от своевременного направления и более тщательного наблюдения ближе к родам, а наличие дополнительных факторов риска может гарантировать более ранние роды», — объясняет доктор Рамджи.
В своей статье редактор CMAJ доктор Наоми Кэхилл (Naomi Cahill) призывает медицинских работников применять детальный подход в дородовом консультировании пациенток с ожирением.
«Сосредоточение внимания на весе во время информирования о рисках может усилить предвзятость в отношении веса, стигматизацию веса и дискриминацию беременных», – заключает доктор Кэхилл, диетолог.
«Негативные установки, убеждения, предположения и суждения, связанные с весом, распространенные в обществе, а также негативные социальные стереотипы, существующие в отношении людей, живущих с ожирением, связаны с неблагоприятными последствиями для физического и психического здоровья».
Литература:
Naila Ramji et al, The impact of isolated obesity compared with obesity and other risk factors on risk of stillbirth: a retrospective cohort study, Canadian Medical Association Journal (2024). DOI: 10.1503/cmaj.221450 , www.cmaj.ca/lookup/doi/10.1503/cmaj.221450
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];