Дефектные глиальные клетки могут вызвать болезнь Паркинсона

Авторы нового исследования обнаружили, что дефектные клетки мозга, называемые астроцитами, связаны с накоплением токсичного белка, который является одним из признаков болезни Паркинсона.

Астроциты, полученные от пациентов с болезнью Паркинсона, вызывали большее накопление токсина α-синуклеин.

Данное исследование, опубликованное в журнале Stem Cell Reports, выявляет важную роль глиальных клеток и предлагает потенциальные новые цели для разработки методов лечения болезни Паркинсона.

Исследователи использовали препарат, разработанный для лечения аномального внутриклеточного накопления токсичных материалов на астроцитах.

“Для этой работы мы протестировали действие препаратов, которые восстанавливают функцию клеточных путей, и обнаружили, что они предотвращают появление изменений в астроцитах у пациентов, а также распространение болезни на дофаминергические нейроны”, – говорит профессор Анхел Рая (Angel Raya), сотрудник Центра регенеративной медицины Барселоны (Center of Regenerative Medicine of Barcelona).

Исследователи использовали редактирование генов CRISPR для отслеживания токсичного α-синуклеина, поскольку он был сгенерирован астроцитами.

«Полученные данные показывают, что астроциты пациентов с болезнью Паркинсона изменяются, то есть накапливают аномальные уровни α-синуклеина», – сообщают авторы исследования.

“Мы обнаружили, что накопление α-синуклеина вызвало сокращение и распад ветвей целевых нейронов – аксонов и дендритов, что привело к гибели нервных клеток даже у здоровых людей. Напротив, когда здоровые астроциты культивировались нейронами пациентов с болезнью Паркинсона, аксоны и дендриты регенерировали, а α-синуклеин не накапливался, в конечном итоге восстанавливая нейрональную функцию», – говорит соавтор исследования Анжелика Ди Доменико (Angelique di Domenico), сотрудник лаборатории Консильо (Consiglio).

Выводы

В то время как эти результаты прокладывают путь к использованию астроцитов в качестве мишени для новых методов лечения, нужно многое выяснить, прежде чем эти методы лечения могут быть использованы.

«Индуцированные стволовые клетки (iPSCs), полученные от пациентов, несомненно, ускорили прогресс в разработке экспериментальных моделей заболеваний; эта работа была бы невозможна без пациентов с болезнью Паркинсона, которые участвовали в исследовании», – заключает Консильо.

Авторы другого исследования обнаружили новую мозговую сеть, связанную с хронической болью при болезни Паркинсона.