Детские травмы меняют активацию определенных областей мозга

У взрослых, переживших жестокое обращение в детстве, изменяется восприятие социальных стимулов. Кроме того, исследователи обнаружили изменения в активации определенных областей мозга. Результаты исследования опубликованы в научном журнале American Journal of Psychiatry.

Актуальность проблемы

Те, кто был унижен, избит или подвергался сексуальному насилию в детстве, чаще страдают от психических заболеваний, таких как депрессия или приступы тревоги во взрослом возрасте, чем люди, которые были избавлены от этих переживаний в молодом возрасте. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Но каковы причины этой большей уязвимости? Может ли опыт насилия в детстве привести к перманентно измененному восприятию социальных стимулов? Ученые с кафедры медицинской психологии Боннской Университетской больницы (Bonn University Hospital) и исследователи из Рурского университета Бохум (Ruhr University Bochum) изучили этот вопрос.

Материалы и методы обследования

Ученые опросили в общей сложности 120 человек о насилии в детстве и сопутствующих заболеваниях. Всего в исследование было включено 92 взрослых (среди них 64 женщины). Необходимым условием было то, что участники не страдали неврологическими заболеваниями и не принимали препараты для профилактики этих расстройств. Ученые проверили сенсорное восприятие, поглаживая голую кожу голеней одной рукой либо быстрым, либо медленным движением.

«Прикосновение имеет центральное значение, потому что оно влияет на развитие мозга, обеспечивая чувство собственного тела и служит регулятором стресса», — говорит автор Дирк Шееле (Dirk Scheele) с кафедры медицинской психологии. Межличностный контакт передается через 2 различных нервных волокна в коже: волокна Аβ передают сенсорную информацию и реагируют в первую очередь на более быстрые прикосновения, в то время как C-тактильные волокна передают эмоциональное благополучие и активируются в первую очередь медленными прикосновениями. Во время экспериментов испытуемые находились внутри аппарата МРТ и не могли видеть ученого, который выполнял движения. Руки исследователя были в хлопчатобумажных перчатках, чтобы избежать прямого контакта с кожей. Функциональная система магнитно-резонансной томографии регистрировала активность областей головного мозга. После каждого измерения испытуемых спрашивали, насколько успокаивающими были прикосновения. Кроме того, ученые исследовали социальную дистанцию. Участников попросили подойти к человеку, которого они не знали, и остановиться, когда расстояние воспринималось как комфортное.

Результаты научной работы

Чем более выражены переживания жестокого обращения в детстве, тем сильнее 2 области мозга реагируют на быстрые прикосновения. Соматосенсорная кора расположена в головном мозге примерно над ухом и регистрирует, где происходит прикосновение.

«Эта область кодирует тактильные ощущения и участвует в подготовке и инициации движения тела, например, оттягивая ногу, которая была затронута», — объясняет Шееле.

Задняя островковая кора отвечает за все ощущения тела, такие как прикосновение, голод, жажда и боль. 

Шееле резюмирует результат следующим образом: «У травмированных людей активность в этих двух областях в ответ на быстрые прикосновения значительно увеличивается».

Гиппокамп, с другой стороны, был гораздо слабее активирован во время медленных прикосновений, когда травматические переживания имели место в детстве. Структура мозга служит формированию памяти и таким образом также хранит отрицательные и положительные ассоциации стимулов. 

«В частности, активность гиппокампа может отражать, насколько полезным было прикосновение в эксперименте», — объясняет Шееле.

Ранее подверженные психологической травме области мозга воспринимают прикосновение как менее приятное. В эксперименте дистанция от неизвестного человека была значительно больше у тяжело травмированных людей, в среднем на 12 сантиметров.

«Результаты показывают, что восприятие и сенсорная обработка у людей, которые подвергались психологической травме в детстве, изменились«, — объясняет Шееле.

Как показывает контрольный анализ, причиной этого являются не сопутствующие заболевания, такие как депрессия или приступы тревоги, а сама травматизация. 

Авторы другого исследования утверждают, что эмоциональные переживания увеличивают риск спортивной травмы.