Актуальность проблемы
На сегодняшний день все больше доказательств того, что знание двух языков усиливает исполнительные функции, которые представляют собой набор когнитивных процессов, включая контроль внимания, ингибирующее поведение и рабочую память. Эта тема вызвала интерес у исследователей.
При использовании двух языков происходит улучшение исполнительной функции, так как человек должен переключаться на другой язык плавно и быстро. Несмотря на то, что был проведен ряд исследований по изучению улучшений исполнительных функций у билингвальных людей, не все из них обнаружили значительные эффекты.
Детям с аутизмом трудно «переключаться» при смене задач, так как их когнитивная гибкость нарушена. Они, как правило, стараются сохранить вещи неизменными. Авторы исследования хотели выяснить, может ли билингвальность быть полезной для детей с аутизмом.
Материалы и методы исследования
В исследование были включены 40 детей, из которых 20 были типично развивающиеся дети и 20 с расстройством аутистического спектра. Ни у кого из них не было умственных нарушений.
Каждый участник выполнял компьютерное задание, включавшее сортировку объектов. Во время выполнения задания им был представлен целый ряд предметов, и было предложено отсортировать их по цвету. Затем, через некоторое время, их попросили перейти к сортировке по форме. Это переключение может быть сложной задачей для детей с аутизмом, и они, как правило, выполняют ее не так хорошо.
Результаты научной работы
Исследователи обнаружили, что билингвальные дети с расстройствами аутистического спектра справились с заданием лучше, чем одноязычные дети с аутизмом. Однако, как и ожидалось, рабочая память была эквивалентна между группами.
«Крайне важно иметь больше доказательств того, что семьи могут использовать билингвальность при образовании и воспитании детей с аутизмом», — говорит автор исследования Ана Мария Гонсалес-Барреро (Ana Maria Gonzalez-Barrero). «Все больше семей с детьми изучают два или более языков, потому что знание только одного языка может быть значительным препятствием во взрослом возрасте при трудоустройстве, образовании и для социальных возможностей».
Исследователи планируют следить за участниками в течение ближайших 3 — 5 лет, чтобы увидеть, как они развиваются.
Авторы другого исследования утверждают, что изучение иностранных языков повышает “эластичность” головного мозга и его способность кодировать информацию.
Литература
Gonzalez‐Barrero A. M., Nadig A. S. Can Bilingualism Mitigate Set‐Shifting Difficulties in Children With Autism Spectrum Disorders? //Child development. – 2017.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.