Диетолог анализирует мифы и предлагает иной взгляд на еду

Поскольку в Интернете и социальных сетях пропагандируется так много типов диет, ведущий диетолог утверждает, что гибкость более устойчива, чем жесткая диета.

Джойс Паттерсон (Joyce Patterson), диетолог, специалист по лечению диабета в Медицинском центре Мичиганского университета (Michigan Medicine) в Анн-Арборе, США, утверждает, что наука указывает на важность сбалансированного подхода.

«Мы живем в мире, полном сообщений о необходимости ограничения, исключения и быстрого питания, и где распространены заблуждения, связанные с тенденциями в питании, например, о потребностях в макронутриентах или добавках», – объясняет она. «Например, война между жирами и углеводами или яйцами то появляется, то выходит из моды каждые пару лет, а средства массовой информации и производители продуктов питания используют такую информацию, чтобы повлиять на то, что люди думают о питании, чтобы увеличить свои продажи.

«Огромное количество продуктов и программ, утверждающих, что они «перезагрузят ваш метаболизм» или «очистят» ваш организм, указывает на то, что многие люди действительно интересуются наукой. Но лишь немногие получают всестороннее и надежное образование в области питания, а большинство не могут отличить маркетинговые уловки от правды. Они делают выбор продуктов питания и принимают решения о покупке, основываясь на минимальной или вводящей в заблуждение информации».

Каковы некоторые диетические тенденции?

В своей новой книге «Думай как диетолог» Паттерсон рассматривает различные тенденции в области питания, раскрывая мифы вокруг каждой из них и раскрывая препятствия на пути к успеху.

«Для многих культура питания формировала их отношения с едой на протяжении всей жизни. От родительского влияния в детстве до сегодняшней популярности социальных сетей — эти убеждения могут быть глубоко укоренены».

Паттерсон подчеркивает, что многие популярные диеты основаны на минимальных научных данных, но кетогенная диета и периодическое голодание тщательно изучаются и обсуждаются среди исследователей питания и врачей.

Исследования, цитируемые в книге, показали, что кетогенная диета дает краткосрочные преимущества в быстрой потере веса и метаболических нарушениях, включая диабет, но Паттерсон отмечает, что недостаточно долгосрочных исследований, чтобы определить долгосрочную безопасность данной диеты.

Аналогичным образом, различные формы прерывистого голодания также показали потенциал в качестве лечения ожирения и кардиометаболических расстройств, но в отношении голодания через день или длительного голодания необходимы дополнительные исследования для оценки его долгосрочной безопасности.

«Когда некоторые диеты показывают многообещающие результаты, многие врачи из лучших побуждений, не придерживающиеся диетологии, сразу же рекомендуют эти подходы», – объясняет Паттерсон. «Наиболее популярные диеты, от обезжиренных до низкоуглеводных и голодания, по иронии судьбы являются самыми ограничительными. Неудивительно, что они, как правило, самые неустойчивые».

При кетогенной диете начальная потеря воды только в первую неделю может иметь огромные масштабы. Тем не менее, исследования также неоднократно демонстрируют доказательства потери веса при различных других схемах питания — независимо от состава макронутриентов — без каких-либо доказательств того, что одна из них превосходит другие. Что касается поддержания потери веса, Паттерсон объясняет, что «исследования по-прежнему показывают небольшую разницу при сравнении различных режимов питания для долгосрочного снижения веса».

Каковы проблемы с тенденциями в диете?

«Обычная практика заключается в том, что люди применяют определенные особенности диеты вместо фактического режима питания, который был исследован. Без надлежащего руководства люди могут в конечном итоге практиковать нездоровое поведение, которое ставит под угрозу их собственное здоровье».

Паттерсон отмечает, что диетическая культура также может подтолкнуть людей к чрезмерно ограничительному питанию.

«Не все люди отодвигают питание в список приоритетов», – объясняет она. «На самом деле, некоторые настолько осознают свой выбор, что контролируют себя прямо до голода. Они хорошо ориентируются в продуктовом магазине и не оставляют без внимания ни одну упаковку, сканируя и сравнивая этикетки с пищевой ценностью.

«Хотя осознанность является ключевым принципом здорового питания, подсчет калорий и некоторые группы продуктов подвергаются критике со стороны диетической культуры. Независимо от того, считают ли люди калории, углеводы, жиры, натрий или другие питательные вещества, интерпретация часто такая: «меньше значит больше». Вместо того, чтобы сосредоточиться на выборе здоровой пищи и общем балансе, некоторые люди увлекаются мелочами, связанными с питательными веществами.

Следование диетическим тенденциям также может создать отношение, которое Паттерсон называет «все или ничего». Она объясняет: «Многие люди довольно хорошо разбираются в диетических тенденциях. Они идут в ногу с последними тенденциями и готовы пробовать что-то новое. Они знакомятся с такими терминами, как «макросы», «щелочность» или «кетоны». Если они задумаются об этом, то смогут похудеть довольно быстро. Они знают, как похудеть к свадьбе, круизу или пляжному отдыху. Когда они готовы, они сразу бросаются в дело и видят результаты».

Однако Паттерсон объясняет, что когда происходит что-то неожиданное, например, социальное событие, семейная проблема, проблема со здоровьем или стрессовое событие, часто люди, сидящие на диете по принципу «все или ничего», неизбежно попадают на плато, разочаровываются и сдаются.

«Это жизнь. И это будет происходить снова и снова. Это, пожалуй, самые важные проблемы, с которыми сталкиваются люди, потому что они повторяются и неизбежны. Они могут сопровождаться эмоциональным бременем, таким как стресс или беспокойство. Или за эпизодом может последовать чувство вины или неудачи, особенно у тех, чья самоэффективность изначально была низкой. Если это происходит неоднократно, может показаться, что цена затраченных усилий перевешивает выгоду, что приводит к полному прекращению действий. Слишком часто это цикл регрессии повторяется», — объясняет она.

Что нам следует делать вместо этого?

«По моему опыту я считаю, что многие диетические тенденции эффективны не потому, что они новы, а потому, что они похожи», — говорит Паттерсон.

Исследования и опыт Паттерсон показывают, что большинство диет работают, потому что независимо от того, контролируются ли калории, углеводы, жиры или белки, из этого обычно следует, что применяются некоторые из этих основ: ограничено добавление сахара и ультраобработанных продуктов; потребление растительной пищи увеличивается; порции контролируются.

«Каждое новое исследование сопровождается новым заголовком, вызывающим раздражение как среди пациентов, так и среди медицинских работников», — объясняет она. «Поэтому нарушение баланса и разнообразия может быть безопасным способом маневрирования по некоторым из этих спорных и постоянно меняющихся тем».

Паттерсон предполагает, что следование правилу «80/20» более устойчиво, признавая, что совершенство диеты — непрактичный подход.

«В частности, это эмпирическое правило предполагает, что люди следуют диетическим рекомендациям в 80% случаев и не беспокоятся об остальных 20%, принимая во внимание удобство, удовольствие и социальное взаимодействие.

«Один из самых важных опытов, которыми может поделиться диетолог, заключается в том, что совершенство не только недостижимо, но и ненужно. Даже долгожители часто признаются в некоторых поблажках на протяжении всей жизни.

«Здоровая диета не обязательно должна быть принципом «все или ничего». Периодический отход от правил не вреден. Однако неправильный выбор в избытке может увеличить риск заболеваний, связанных с питанием», – объясняет она.

Литература:
J. Barretto Patterson, Think Like a Dietitian, (2024). DOI: 10.1201/9781003326038