Дофамин влияет на функцию префронтальной коры головного мозга

Новое исследование, проведенное учеными Орегонского университета здоровья и науки (Oregon Health & Science University), впервые показывает, как дофамин изменяет функцию префронтальной коры. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Reports.

Дофамин играет немаловажную роль в функционировании головного мозга. Этот химический нейротрансмиттер также играет фундаментальную роль в префронтальной коре головного мозга, которая контролирует более высокие функции, такие как внимательность, мотивация и принятие решений. Дофамин в префронтальной коре головного мозга играет роль практически во всех аспектах познания высокого порядка, включая внимание и гибкость поведения. Это также связано с мотивационным и когнитивным дефицитом заболеваний мозга, таких как шизофрения, наркозависимость и дефицит внимания / гиперактивность.

Материалы и методы обследования

Исследование проводилось на грызунах. Используя оптогенетические методы, во время активного поведения в мозге грызунов исследователи стимулировали дофаминовые нейроны головного мозга светом, а затем регистрировали ответ в префронтальной коре.

Ученые обнаружили, что дофамин незначительно влияет на отдельные клетки. Вместо этого он генерирует устойчивую активность в “ансамбле” клеток в префронтальной коре, который длится до 20 минут.

«Активность группы клеток мозга, как и ансамбля музыкантов, которые выступают вместе, может иметь иной и больший эффект, чем активность отдельных нейронов», – говорит автор исследования Бита Могаддам (Bita Moghaddam).

Скоординированная активность “ансамбля” клеток мозга, инициированная дофамином, продолжается в течение нескольких минут после его высвобождения.

«Это может обеспечить механизм, с помощью которого дофамин поддерживает сложные функции, такие как мотивация и внимание для выполнения определенной задачи», – сказал Могаддам.

Выводы

В дополнение к влиянию дофамина на активность ансамбля клеток мозга, исследование продемонстрировало, что дофаминовые клетки усиливают колебательную активность или мозговые волны в гамма-диапазоне. Нарушения при колебаниях головного мозга на этой высокой частоте ранее были связаны с вниманием, а также с такими расстройствами, как шизофрения и СДВГ, но причина этого нарушения не совсем понятна. Открытие роли дофамина позволяет по-новому взглянуть на ключевой механизм мозга.

Авторы другого исследования утверждают, что низкие уровни дофамина могут указывать на болезнь Альцгеймера.