Доктор, который открыл, что мытье рук помогает бороться с болезнями

Одна из самых лучших защит против распространения коронавируса — это мытье рук. На самом деле именно венгерский врач Игнац Земмельвейс (Ignaz Semmelweis) в 1847 году впервые выдвинул идею “гигиены рук” в медицинских учреждениях.

Простой акт мытья рук – это важнейший способ предотвратить распространение патогенов. Работая в акушерском отделении Вены в 19 веке, Земмельвейс установил связь между грязными руками и смертельной инфекцией.

История мытья рук восходит к древним временам, когда это была в основном религиозная практика. Ветхий Завет, Талмуд и Коран упоминают мытье рук в контексте ритуальной чистоты.

Ритуальное мытье рук, по-видимому, имело последствия для общественного здравоохранения. Например, во время “Черной Смерти” в XIV веке уровень смертности европейских евреев был значительно ниже, чем у других народов. Исследователи полагают, что мытье рук, предписанное их религией, вероятно, служило защитой во время эпидемии.

Мытье рук по-настоящему проявилось лишь в середине 1800-х годов, когда молодой венгерский врач Игнац Земмельвейс провел важное наблюдательное исследование в Венском госпитале.

Разочаровавшись в изучении права, Земмельвейс перешел к изучению медицины. Он закончил в 1844 году Венский университет со степенью доктора медицины и полагал, что сможет продолжить практику. Он подавал заявки на должности в патологии, а затем в медицине, но получил отказы в обоих случаях.

Затем Земмельвейс обратился к акушерству, относительно новой области для врачей, которая была менее престижной и где было легче получить должность. Он начал работать в акушерском отделении Венской больницы с 1 июля 1846 года. Главной причиной материнской смертности в Европе в то время была послеродовая лихорадка – инфекция, которая, как теперь известно, вызывается бактерией стрептококка, убивающей женщин после родов.

До 1823 года одна из ста женщин умирала при родах в Венском госпитале. Но после изменения политики, предписывающей студентам-медикам и акушерам проводить вскрытия в дополнение к другим своим обязанностям, смертность среди молодых матерей внезапно подскочила до 7,5%. Что же произошло?

В конце концов Венская больница открыла второе отделение акушерства, полностью укомплектованное акушерками. Первое отделение, к которой был приписан Земмельвейс, состояла только из врачей и студентов-медиков. Довольно быстро выяснилось, что смертность там была значительно выше, чем во втором отделении.

Земмельвейс решил изучить все сходства и различия этих двух отделов. Единственное существенное различие заключалось в том, что врачи-мужчины и студенты-медики принимали роды в первом отделении, а акушерки-женщины – во втором.

Вспомните, что в то время было распространено мнение, что неприятные запахи – миазмы – передают болезнь. Пройдет еще два десятилетия, прежде чем идея о том, что микроорганизмы вызывают болезни, получит распространение.

Земмельвейс раскрыл тайну послеродовой лихорадки после смерти своего друга и коллеги, патологоанатома Якоба Коллески (Jakob Kolletschka). Коллески умер, получив рану от скальпеля во время вскрытия женщины, умершей от послеродовой лихорадки. Его вскрытие выявило массивную инфекцию от послеродовой лихорадки.

Теперь, когда заразность была установлена, Земмельвейс пришел к выводу, что если «общий сепсис его друга развился из-за крупных частиц, то послеродовая лихорадка должна исходить из того же источника. Дело в том, что передающий источник этих трупных частиц находился на руках студентов и лечащих врачей».

Ни одна акушерка никогда не участвовала в вскрытии трупов. Студенты и врачи регулярно занимались вскрытием и принимали роды, редко мыли руки в промежутках. Перчатки не были широко использованы в больницах или хирургических операциях до конца 19-го века.

Поняв, что хлоридный раствор избавляет предметы от запаха, Земмельвейс приказал мыть руки по всему своему отделу. Начиная с мая 1847 года каждый, кто входил в первое отделение, должен был мыть руки в миске с хлористым раствором. Заболеваемость послеродовой лихорадкой и смертность от нее впоследствии резко снизились к концу года.

К сожалению, как и в случае с его современником Джоном Сноу (John Snow), который обнаружил, что холера передается водой, а не миазмами, работа Земмельвейса не была принята всеми. Главный акушер, возможно, почувствовав себя обескураженным этим открытием, отказался направить Земмельвейса в акушерскую клинику.

Отказ Земмельвейса опубликовать свою работу, возможно, также способствовал его падению. При жизни его почти не узнавали, и в конце концов он умер от ран, полученных в Венском сумасшедшем доме.

В настоящее время медицина признает, что мыло и проточная вода – это лучший способ предотвратить, контролировать и уменьшить инфекцию. Но обычные люди и медицинские работники не всегда следуют этим рекомендациям. 

Возьмем, к примеру, первую крупную вспышку ТОРС, которая наблюдалась в Гонконге в марте 2003 года. Органы здравоохранения сообщили общественности, что мытье рук поможет предотвратить распространение болезни. После вспышки атипичной пневмонии студенты-медики в больнице гораздо чаще следовали рекомендациям по мытью рук, согласно одному исследованию.

Нынешняя пандемия COVID-19 изменит отношение общественности к гигиене рук в будущем.

Статья по теме: Частое мытье рук привело к росту дерматита у персонала больницы.