Эволюция может быть виновной в высоком риске развития рака у людей

В новом исследовании, опубликованном в журнале FASEB BioAdvances, ученые из Университета Калифорнии в Сан – Диего (University of California – San Diego) обнаружили, что эволюционная генетическая мутация, уникальная для человека, может быть причиной рака у людей.

Актуальность вопроса

По сравнению с шимпанзе, нашими ближайшими родственниками в эволюции, люди предрасположены к развитию поздних карцином – типа опухолей, которые включают рак простаты, груди, легких и колоректального рака – даже при отсутствии известных факторов риска, таких как генетическая предрасположенность или употребление табака. Недавнее исследование помогает объяснить причину предрасположенности к поздним карциномам.

В какой-то момент эволюции человека ген SIGLEC12 – а точнее, белок Siglec-12, который является частью иммунной системы – претерпел мутацию, которая лишила его способности различать «собственные» и вторгшиеся микроорганизмы. Изучая образцы нормальной и раковой ткани, исследователи обнаружили, что примерно 30% людей, которые все еще производят белок Siglec-12, более чем в 2 раза подвергаются риску развития рака на поздней стадии в течение своей жизни по сравнению с людьми, которые не способны производить Siglec -12. Обычно гены, которые кодируют такие дисфункциональные белки, со временем удаляются организмом, и примерно две трети населения планеты перестали вырабатывать белок Siglec-12. В то время как этот ген все еще присутствует у людей, долгое время считалось, что он не имеет функционального значения, и за 2 десятилетия с момента его открытия было проведено очень мало последующих исследований.

Результаты исследования говорят о том, что меньшинство людей, которые все еще способны вырабатывать белок, подвержены гораздо большему риску развития рака на поздней стадии. Ученые разработали простой анализ мочи, который можно будет использовать для определения наличия дисфункционального белка Siglec-12. Ученые планируют использовать антитела против Siglec-12 для выборочной доставки химиотерапевтических препаратов к опухолевым клеткам, несущим дисфункциональные белки, не повреждая здоровые клетки.

Авторы другого исследования утверждают, что риск рака желудка у жителей Восточной Азии увеличивается сочетанием генной мутации и алкоголя.