До трети матерей изо всех сил пытаются наладить связь со своими детьми, что приводит к эмоциональному стрессу для обоих, но новый подход вселяет надежду.
Исследователи обучали будущих матерей, особенно тех, кто подвержен высокому риску послеродовой депрессии, лучше распознавать эмоции ребенка и реагировать на них. После обучения эти женщины продемонстрировали хорошую способность распознавать счастливые выражения лица ребенка и сами демонстрировали более счастливые выражения лица.
Предварительные результаты помогут снизить риск послеродовой депрессии и улучшить связи между матерью и ребенком посредством эмоционально-когнитивной тренировки.
До трети матерей плохо ладят со своими детьми после рождения, что вызывает сильный эмоциональный стресс как у матери, так и у ребенка. Теперь исследователи обнаружили, что могут научить будущих матерей из группы риска лучше распознавать и регулировать эмоции, что потенциально снижает риск послеродовой депрессии.
Исследователь Анн Бьертруп (Anne Bjertrup) комментирует:
«Люди обычно имеют автоматическую склонность видеть положительное или отрицательное в любой ситуации. В предыдущих исследованиях мы видели, что некоторые будущие матери склонны воспринимать преимущественно негативные эмоции по отношению к малышам. Это приняло несколько форм. В некоторых случаях будущая мать смотрела на младенца и ошибочно полагала, что он расстроен или несчастен, хотя на самом деле это не так. В других случаях, когда ребенок был расстроен, мать была эмоционально неспособна с этим справиться. Поэтому нам нужно было посмотреть, сможем ли мы обучить матерей, чтобы помочь им избежать этой негативной предвзятости и их собственной реакции во время материнства».
Работа опубликована в рецензируемом журнале Neuroscience Applied.
В исследовании, подтверждающем концепцию, приняли участие 45 будущих мам из больниц Копенгагена. 23 из них имели высокий риск послеродовой депрессии и потенциально не общались со своим ребенком, поскольку ранее страдали депрессией. Остальные 22 человека не имели в анамнезе депрессии и были отнесены к группе низкого риска.
В начале исследования всех оценивали, чтобы увидеть, как они реагировали на различные «детские эмоции». Затем женщины из группы высокого риска прошли серию компьютерных тренингов, направленных на то, чтобы помочь им справиться со сложными эмоциями, а через две недели они прошли повторную оценку.
Энн Бьертруп добавляет: «С женщинами из группы риска мы пытались сообщить разные вещи. Например, заставить обеспокоенных будущих мам сосредоточиться на том, как ребенок на самом деле выразил себя, а не только на том, что, по ее мнению, она видела, а затем отреагировать соответствующим образом. Мы старались убедиться, что женщины могут точно распознавать эмоции, которые проявляет ребенок, и заставили их визуализировать, как правильно реагировать на эти эмоции».
После тренинга женщины из группы высокого риска значительно лучше узнавали счастливых младенцев; сами женщины смогли демонстрировать более счастливое выражение лица и меньше реагировали на признаки детского дистресса.
Доктор Бьертруп продолжает:
«Мы обнаружили, что восприятие участниками выражений лица младенцев значительно изменилось после тренинга. Например, до тренинга они воспринимали двусмысленную мимику ребенка как слегка негативную. После тренинга это восприятие стало положительным, что означает сдвиг на 5% в сторону положительного восприятия по нашей рейтинговой шкале. Важно отметить, что те, кто продемонстрировал наибольшее улучшение в распознавании счастливого выражения лица ребенка, имели меньше признаков депрессии через шесть месяцев после родов».
«Те, кто лучше всего научился распознавать выражение лица счастливого ребенка, имели меньше признаков депрессии через шесть месяцев после родов. Это означает, что если мы сможем научить будущих матерей быть более чувствительными к выражениям счастья и вернуть им контроль над своей эмоциональной реакцией на страдания ребенка, это может снизить риск послеродовой депрессии. Это не только приносит пользу матери, но и способствует более здоровому эмоциональному развитию ребенка».
Автор добавляет: «Это предварительное исследование, поэтому нам нужно осторожно интерпретировать эти результаты. В настоящее время мы проводим более крупное исследование, в котором будет участвовать контрольная группа. Тем не менее, эти первоначальные результаты являются многообещающими».
«Мы среди первых групп, которые действительно изучают, как мы можем использовать эмоциональные когнитивные процессы, чтобы предотвратить это серьезное психическое заболевание и проблему связи матери и ребенка».
Только в ЕС ежегодно рождается около 4 миллионов детей, а это означает, что более миллиона матерей и младенцев будут иметь проблемы со связью друг с другом. Отсутствие связи может иметь серьезные последствия для матери и ребенка, а также для семей в целом.
Детям может быть трудно развить надежную привязанность в более позднем возрасте, хотя это также зависит от того, что происходит в раннем возрасте. Матери может быть трудно установить связь по разным причинам, например, из-за гормональных изменений, стресса или прошлых травм.
Это может привести к чувству стыда или неполноценности, поскольку многие матери отказываются признать свои трудности. Многие в ответ эмоционально закрываются, создавая порочный круг отчуждения.
Доктор Бьертруп заключает: «Важно осознавать, что проблемы взаимоотношений, помимо послеродовой депрессии или других психических заболеваний, могут быть вызваны различными факторами. Отсутствие немедленных чувств привязанности, как можно было бы ожидать, по своей сути не сигнализирует о проблеме. У матери может не быть непосредственных чувств привязанности, но она все равно может чутко и адекватно реагировать на эмоции и сигналы своего ребенка».
Комментируя это, Майке Ламбрегце-ван ден Берг (Mijke Lambregtse – van den Berg), специалист по психическому здоровью младенцев в Медицинском центре Эразмус в Роттердаме, сказал: «Послеродовая депрессия — серьезное заболевание, затрагивающее не только мать, но и ее ребенка. Это многообещающее исследование не только подчеркивает важность ранней связи между матерью и ребенком, но и обучает будущих матерей из группы риска тому, как лучше распознавать положительные эмоции у младенцев. Укрепление позитивного взаимодействия матери и ребенка может в конечном итоге предотвратить и послеродовую депрессию».
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];