Ученые из Университета Калифорнии Сан-Франциско ( UCSF) считают, что лечение при помощи социальных сетей может оказаться эффективным даже для тех, кто не готов бросить курить.
Введение
Национальное клиническое испытание, которое проводилось на платформе Facebook, показало, что курильщики в 2,5 раза чаще прекращают курение через три месяца с помощью Facebook, чем если бы они были направлены на онлайн-программу против курения.
Это исследование проведено впервые для того, чтобы проверить эффективность влияния Facebook на курение, а также использовать биохимически подтвержденное воздержание от курения.
Итоги исследования были одинаковыми между двумя группами в течение года. Исследователи заявили, что они считают этот метод перспективным и эффективным в использовании для поддержки краткосрочных положительных изменений в поведении, особенно среди молодых курильщиков, которые являются «сложной группой» для достижения положительного результата.
«Мы делали что-то очень амбициозное, принимая тех, кто не всегда был готов бросить курить, и задались вопросом, может ли помочь эта форма вмешательства», — сказал главный автор исследования Даниэль Рамо (Danielle Ramo), сотрудник кафедры психиатрии из Университета Калифорнии в Сан-Франциско.
Актуальность проблемы
Хорошо известно, что молодежь ведет себя так, как ведет себя окружение. В исследования показано, что почти все курильщики говорят о том, что начали курить с подросткового возраста. Научные работы говорят о том, что молодые люди также мотивированы бросить курить, как и более взрослые люди, однако они реже используют традиционные методы лечения, такие как препараты и психотерапия.
Благодаря социальным сетям, появилась возможность расширить охват аудитории по прекращению курения.
Для исследования ученые создали проект — 90-дневную мотивационную программу, в которой участники были приглашены в секретные (закрытые) группы Facebook, адаптированные к их готовности бросить курить. Методика заключается в размещении ежедневных постов, еженедельные беседы с «живыми» вопросами и ответами, а также еженедельные сеансы с консультантом по прекращению курения.
Контрольная группа получила направление на сайт Smokefree.gov Национального института рака, и участникам было предложено активно использовать методику проекта на протяжении всего исследования.
В общей сложности участвовали 500 человек: 45% были мужчины, 87% — ежедневными курильщиками. Средний возраст составлял 21 год. Участникам не нужно было бросать курить, чтобы участвовать в исследовании.
Авторы оценивали воздержание в начале исследования, затем через три месяца, шесть месяцев и 12 месяцев. Участники могли получить денежный стимул, состоящий из подарочных карточек при каждой оценке, плюс бонус в размере 20 долларов США для завершения всех трех этапов, за общий возможный стимул в размере 100 долларов США.
Результаты исследования
Исследователи обнаружили, что социальные сети действительно оказывают влияние на отказ от курения. Как и предполагалось, воздержание от курения на протяжении более длительного периода было замечено среди тех, кто стремился бросить курить в сравнении с теми, кто не задумывался избавиться от этой вредной привычки. Авторы исследования отметили, что никотинозамещающие средства вместе с лечением онлайн помогут улучшить показатели в будущих исследованиях.
«Мы заметили высокий уровень вовлеченности участников. Мы также отметили значительную разницу в конце лечения. Это было очень привлекательно для участников. Таким образом, можно сказать, что эта форма вмешательства действительно работает и привлекает молодых людей», — отметил Рамо.
Авторы другого исследования утверждают, что социальные сети продлевают жизнь.
Литература
Elizabeth.Fernandez et al. Using Facebook to Help Young Adults Quit Smoking // University of California — San Francisco.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.