Формирование речи начинается уже в утробе матери

Исследование, проведенное в Медицинском университете Вены (Medical University of Vienna), позволило определить, что доношенные новорожденные дети способны различать звуки и речь сразу после рождения. Результаты исследования опубликованы в журнале Developmental Cognitive Neuroscience.

Актуальность проблемы

Родители всегда в восторге, когда их дети, наконец, произносят свои первые слова – обычно в возрасте от 12 до 18 месяцев. Что родители не знают, так это то, что области мозга, которые распознают и обрабатывают речевые звуки, начинают специализироваться на гораздо более ранней стадии. 

По мнению авторов исследования, слуховой аппарат плода уже функционирует в последнем триместре беременности, а в мозге развиваются специфические для речи участки. Поэтому дети учатся различать первые звуки речи, еще находясь в утробе матери. Основную роль в этом играет естественная фильтрация звуков речи через амниотическую жидкость и через фоновый шум тела матери. По этой причине последние несколько недель до рождения очень важны для первых этапов развития речи ребенка и влияют на его речевое развитие.

Материалы и методы исследования

Чтобы изучить раннюю активность мозга в формировании речи у младенцев, исследователи использовали метод функциональной спектроскопии ближнего инфракрасного диапазона (БИК-спектроскопия), который позволяет измерить изменения оксигенаций в коре головного мозга ребенка, когда происходит процесс распознавания речи.

Результаты научного исследования

Результаты исследования показали, что доношенные новорожденные дети способны различать звуки сразу после рождения, и что специализация определенных областей лобной и височной доли левого полушария мозга ответственна за этот процесс и участвует в обработке звуков в этом раннем возрасте.

Полученные данные позволили обнаружить причину отставания в развитии речи у недоношенных детей. Многие дети, родившиеся недоношенными, не могут различить речевые и неречевые звуки. Эти результаты подчеркивают важность акустическо-естественной среды тела матери, чтобы помочь ребенку распознавать и обрабатывать отфильтрованные речевые звуки.

«Многие из этих знаний о важности звуковой среды для новорожденных уже были применены в отделениях для новорожденных в Венской больнице общего профиля, и результаты нашего исследования теперь будут способствовать дальнейшей оптимизации акустической среды у недоношенных детей в отделениях для новорожденных», – подчеркивает автор исследования Лиза Барта-Доринг ( Lisa Bartha-Doering).

Авторы другого исследования установили, что при освоении языковой речи очень важно общение с другими малышами.