Гендерный разрыв в пространственном мышлении начинается в начальной школе

Хорошо известно, что в среднем мужчины превосходят женщин в пространственном мышлении, известном как мысленное вращение (mental rotation), – воображении многомерных объектов с разных точек зрения.

Однако, как предполагают результаты мета-анализа одного из крупных исследований Университета Эмори (Emory University), мужчины не рождаются с этим преимуществом. Результаты данного исследования опубликованы в журнале Американской Психологической Ассоциации (American Psychological Association) Psychological Bulletin.

Материалы и методы исследования

Мета-анализ включал 128 исследований гендерных различий в пространственном мышлении, объединяющих статистические данные о более чем 30 000 детях и подростках в возрасте от 3 до 18 лет.

«Нас интересует происхождение гендерных различий в пространственных навыках из-за потенциальной разницы между мальчиками и девочками при освоении математики и естественных наук», – говорит ведущий автор исследования Джиллиан Лауэр (Jillian Lauer). «Определяя, когда гендерные различия могут быть впервые обнаружены в детстве и как они меняются с возрастом, мы можем разработать способы сделать систему образования более справедливой». 

Результаты научного исследования

Авторы не обнаружили никаких гендерных различий в умственных способностях дошкольников, что говорит о том, что способности пространственного мышления развиваются по мере взросления ребенка, но у детей в возрасте от шести до восьми лет появилось небольшое преимущество у мальчиков в пространственном мышлении.

Причиной может быть то, что родители используют больше пространственного языка, когда они говорят с сыновьями, чем с дочерьми.

В то время как различия в вербальных и математических способностях между мальчиками и девочками, как правило, не велики или отсутствуют вовсе. К сожалению, в мета-анализе не удалось изучить причины, по которым возникает и увеличивается гендерный разрыв в психической ротации. 

«Теперь, когда мы охарактеризовали, как гендерные различия в навыках пространственного мышления развиваются у детей с течением времени, мы можем изучать далее причины этих различий», – говорит Лауэр.

Как показывают результаты исследования, навыки пространственной ориентации можно улучшить с помощью обучения, как у мальчиков так и у девочек.

Авторы другого исследования установили, что у мужчин и женщин сердце стареет по разному.