Генетические различия в иммунной системе формируют микробиом

Согласно новым исследованиям ученых из Университета Чикаго (University of Chicago), генетические различия в иммунной системе формируют разнообразие бактерий, которые колонизируют пищеварительную систему. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Reports

Введение

В экспериментах, поставленных на мышах и заселенных бактериями от искусственно выращенных мышей, исследователи показали, что, хотя состав бактериальной среды в значительной степени определял полученный микробиом реципиентов, генетические различия между штаммами мышей также играли роль.

В ходе эксперимента ученые передавали бактерии от одной искусственно выращенной мыши многим генетически идентичным мышам из гнотобиотической (без бактерий) мыши. Этих мышей специально разводят, чтобы у них не было бактерий в организме или пищеварительном тракте с рождения, чтобы обеспечить чистый лист и выяснить, что происходит, когда происходит заселение бактериями.

Исследователи повторяли эти шаги много раз, передавая бактерии от одной мыши-источника многим реципиентам, некоторые были с похожим генетическим происхождением, а некоторые с небольшими различиями в их иммунной системе. Затем, чтобы проанализировать последовательности генома полученных микробиомов у мышей-реципиентов и их потомков, ученые сравнили эффекты различных генов иммунной системы.

Результаты научного исследования

Когда было изучено, как эти различные иммунные механизмы формировали микробиомы мышей-реципиентов, исследователи обнаружили, что, хотя адаптивный иммунитет оказал некоторое влияние на определенные штаммы бактерий, в целом, эффекты не были существенными. В некоторых случаях бактерии даже использовали адаптивный иммунный ответ, чтобы распространяться и развиваться. Вместо этого большинство различий, которые были зафиксированы, можно отнести к врожденным полиморфным генам или различным вариациям генов в основном локусе гистосовместимости.

«Манипуляции с адаптивной системой приводят к некоторым изменениям, но, к нашему удивлению, они не были драматичными», – сообщает автор исследования Александр Червонский (Alexander Chervonsky). «Подавляющее большинство механизмов, определяющих различия в микробиоте животных, являются полиморфными, но не частью адаптивного иммунного ответа».

Авторы другого исследования обнаружили, что бактериофаги могут изменять кишечный микробиом.