Люди с наследственной формой рака кожи зачастую имеют плохой прогноз. Тип иммунотерапии, который был удостоен Нобелевской премии в этом году в области физиологии и медицины, особенно эффективен в этой группе пациентов, показывают исследования Каролинского института в Швеции (Karolinska Institutet in Sweden). Исследование опубликовано в научном журнале Journal of Medical Genetics.
Факты о меланоме
Врожденные мутации гена CDKN2A являются самыми сильными известными факторами риска для наследственного рака кожи. Согласно данным предыдущих исследований, люди с меланомой, которые несут мутации в этом гене, также имеют плохой прогноз.
Меланома, которая метастазируется, имеет ограниченный ответ на традиционную химиотерапию. В последние годы появилось новое иммунологическое лечение, на которое многие пациенты с меланомой хорошо реагируют. Эти так называемые ингибиторы иммунной контрольной точки лечат рак, препятствуя тормозящим механизмам в иммунной системе. Это открытие принадлежит Джеймсу П. Аллисону (James P. Allison) и Тасуку Хонджо (Tasuku Honjo). Ученые награждены Нобелевской премией по физиологии и медицине в 2018 году.
Материалы и методы обследования
В новом исследовании ученые изучили, насколько эффективна иммунологическая контрольная точка для лиц с наследственной мутацией CDKN2A и метастатической меланомой. Результаты сравнивались с предыдущими крупномасштабными исследованиями, в которых пациенты с меланомой лечились иммунотерапией.
Результаты научной работы
«Мы видели, что мутации-носители с метастатической меланомой на удивление хорошо реагировали на иммунотерапию», — говорит руководитель исследования Хильдур Хелгадоттир (Hildur Helgadottir). «Это хорошая новость, особенно для этой уязвимой группы пациентов».
Почти две трети из 19 пациентов с мутациями CDKN2A, включенными в исследование, ответили на лечение таким образом, что опухоли сократились или, как это было у трети пациентов, полностью исчезли. Ожидаемый ответ, полученный в результате предыдущих исследований, состоял в том, что чуть более трети ответили бы на лечение и что опухоли исчезнут только у одного из пятнадцати пациентов.
Исследователи также обнаружили, что опухоли меланомы с мутацией CDKN2A имели большее количество мутаций по сравнению с опухолями без мутации CDKN2A. По мнению исследователей, возможное объяснение хорошей терапевтической эффективности заключается в том, что опухолевые клетки со многими мутациями становятся настолько непохожими на здоровые клетки, что иммунная система их легче распознает как чужеродные.
Выводы
«Наш вывод из исследования заключается в том, что носители мутаций CDKN2A с метастатической меланомой имеют хорошие шансы реагировать на иммунотерапию, что может быть связано с тем фактом, что опухоли с мутацией имеют тенденцию наращивать еще больше мутаций, хотя это соотношение требует дальнейшего исследования », — говорит Хельгадоттир.
Авторы другого исследования утверждают, что израильские ученые изучили механизм, как меланома распространяется на другие органы организма.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];