Иммунотерапия эффективна против наследственной меланомы

Люди с наследственной формой рака кожи зачастую имеют плохой прогноз. Тип иммунотерапии, который был удостоен Нобелевской премии в этом году в области физиологии и медицины, особенно эффективен в этой группе пациентов, показывают исследования Каролинского института в Швеции (Karolinska Institutet in Sweden). Исследование опубликовано в научном журнале Journal of Medical Genetics.

Факты о меланоме

Врожденные мутации гена CDKN2A являются самыми сильными известными факторами риска для наследственного рака кожи. Согласно данным предыдущих исследований,  люди с меланомой, которые несут мутации в этом гене, также имеют плохой прогноз.

 

 

Меланома, которая метастазируется, имеет ограниченный ответ на традиционную химиотерапию. В последние годы появилось новое иммунологическое лечение, на которое многие пациенты с меланомой хорошо реагируют. Эти так называемые ингибиторы иммунной контрольной точки лечат рак, препятствуя тормозящим механизмам в иммунной системе. Это открытие принадлежит Джеймсу П. Аллисону (James P. Allison) и Тасуку Хонджо (Tasuku Honjo). Ученые награждены Нобелевской премией по физиологии и медицине в 2018 году.

Материалы и методы обследования

В новом исследовании ученые изучили, насколько эффективна иммунологическая контрольная точка для лиц с наследственной мутацией CDKN2A и метастатической меланомой. Результаты сравнивались с предыдущими крупномасштабными исследованиями, в которых пациенты с меланомой лечились иммунотерапией.

Результаты научной работы

«Мы видели, что мутации-носители с метастатической меланомой на удивление хорошо реагировали на иммунотерапию», – говорит руководитель исследования Хильдур Хелгадоттир (Hildur Helgadottir). «Это хорошая новость, особенно для этой уязвимой группы пациентов».

Почти две трети из 19 пациентов с мутациями CDKN2A, включенными в исследование, ответили на лечение таким образом, что опухоли сократились или, как это было у трети пациентов, полностью исчезли. Ожидаемый ответ, полученный в результате предыдущих исследований, состоял в том, что чуть более трети ответили бы на лечение и что опухоли исчезнут только у одного из пятнадцати пациентов.

Исследователи также обнаружили, что опухоли меланомы с мутацией CDKN2A имели большее количество мутаций по сравнению с опухолями без мутации CDKN2A. По мнению исследователей, возможное объяснение хорошей терапевтической эффективности заключается в том, что опухолевые клетки со многими мутациями становятся настолько непохожими на здоровые клетки, что иммунная система их легче распознает как чужеродные.

Выводы

«Наш вывод из исследования заключается в том, что носители мутаций CDKN2A с метастатической меланомой имеют хорошие шансы реагировать на иммунотерапию, что может быть связано с тем фактом, что опухоли с мутацией имеют тенденцию наращивать еще больше мутаций, хотя это соотношение требует дальнейшего исследования », – говорит Хельгадоттир.

Авторы другого исследования утверждают, что израильские ученые изучили механизм, как меланома распространяется на другие органы организма.