Исследование возможностей использования природных антикоагулянтов в лечении COVID-19

Лечение пациентов с тяжёлой формой COVID-19, вызванной заражением SARS-CoV-2, остаётся сложной задачей. Тяжёлые воспалительные реакции и тромботические осложнения, такие как образование тромбов, могут представлять угрозу для жизни.

Классические антикоагулянты, например, гепарин, не всегда могут предотвратить эти осложнения. Однако литературные данные указывают на то, что природные антикоагулянты, известные как ингибиторы протеаз плазмы, могут играть важную роль в регуляции воспалительных и коагуляционных процессов. Эти ингибиторы стоит рассмотреть как потенциальные терапевтические средства.

Журнал Biologicals опубликовал результаты онлайн-исследования, которое подтверждает эту гипотезу. Тем не менее, всё ещё существует острая необходимость в эффективных методах лечения тяжёлой формы COVID-19.

Одним из обсуждаемых подходов является пассивная иммунизация через переливание плазмы выздоравливающих от COVID-19 (CCP). Несмотря на интенсивные исследования, до сих пор не было предоставлено чётких доказательств эффективности CCP. Это может быть связано с различиями в параметрах исследования. Однако новое исследование показало, что смертность значительно снижается после введения CCP с высоким титром антител в течение пяти дней после начала инвазивной вентиляции лёгких.

Профессор Райнер Зейтц (Rainer Seitz), клиницист университетской больницы Марбурга и заведующий отделением гематологии и трансфузиологии Института Пауля Эрлиха, вместе с двумя коллегами-пенсионерами исследовал эту тему. Они оценили имеющиеся данные о трёх природных ингибиторах протеаз: антитромбине III (ATIII), α1-антитрипсине (α1-AT) и α2-макроглобулине (α2-M). Эти ингибиторы ингибируют активность ферментов, расщепляющих белки.

Ингибитор протеазы антитромбин III (ATIII) доступен в виде концентрата, полученного из плазмы. Его уровень обнаруживается в значительно сниженных количествах в тяжёлых случаях COVID-19. Это говорит о том, что ATIII постепенно потребляется и его добавление может быть возможным. ATIII также ингибирует активность трансмембранной сериновой протеазы 2 (TMPRSS2).

Ингибитор протеазы α1-антитрипсин (α1-АТ) одобрен для лечения взрослых с тяжёлым дефицитом α1-АТ с целью замедления прогрессирования эмфиземы. Эпидемиологические исследования обнаружили корреляцию между дефицитом α1-АТ и патогенезом COVID-19. α1-AT также ингибирует активность TMPRSS2 и может быть терапевтически значимым.

Ингибитор протеазы α2-макроглобулин (α2-М) в настоящее время недоступен в виде терапевтического препарата. Клинические данные указывают на снижение уровня α2-М у пациентов с COVID-19. Есть несколько аргументов в пользу дальнейшего изучения его прогностического и терапевтического потенциала.

Авторы исследования подчёркивают необходимость интенсивных исследований для дальнейшего изучения возможностей ингибиторов протеаз плазмы в терапии COVID-19. Они считают, что это исследование может не только улучшить прогноз пациентов с COVID-19, но и открыть новые области терапии для других заболеваний, таких как сепсис — наиболее тяжёлая форма инфекции, также известная как заражение крови.

Литература:
Rainer Seitz et al, COVID-19: A case for plasma derived natural anticoagulants?, Biologicals (2024). DOI: 10.1016/j.biologicals.2024.101781