Исследование выявило неожиданную грамотность у аутичных людей, которые не могут говорить

Около трети аутичных людей не способны общаться с помощью речи, и большинству из них никогда не предоставляется эффективная альтернатива. Однако новое исследование ученых из Университета Вирджинии (University of Virginia) предполагает, что многие из этих людей грамотны, что повышает вероятность того, что они смогут научиться выражать свои мысли через письмо.

В исследовании, опубликованном в научном журнале Autism, сообщается, что в пять раз больше не говорящих аутичных подростков и взрослых продемонстрировали знание правил письменной речи, чем можно было бы ожидать, исходя из предыдущих оценок их способностей. Это открытие имеет важные последствия для миллионов аутичных людей во всем мире, у которых мало развита или вообще отсутствует речь и которые часто считаются неспособными к приобретению грамотности.

«Если мы предположим, что тот, кто не может говорить, не понимает, это ограничивает двери, которые мы для него открываем  — мы можем даже не пытаться выяснить, что он понимает», — сказал Викрам Джасвал, профессор психологии Университета Вирджинии и ведущий автор исследования. «Наша работа показывает, что способности неговорящих аутистов к языку, обучению и грамотности серьезно недооцениваются».

Ученые затронули фундаментальный вопрос о грамотности: реагируют ли неговорящие аутичные люди на буквы, слова и предложения так же, как грамотные неаутичные люди. Команда Джасвала разработала метод, аналогичный аркадной игре Whac-a-Mole, который требовал от участников нажимать на буквы, отображаемые на планшете, как только эти буквы загорались. В некоторых случаях буквы загорались последовательностями, обозначавшими предложения, которые участники ранее слышали вслух, а в других случаях буквы светились бессмысленными последовательностями.

Исследовательский коллектив предположил, что грамотный человек, умеющий писать и преобразовывать речь в письменную форму, может предсказать следующую букву в предложении, которое он услышал вслух, еще до того, как увидел, как эта буква загорелась.

Следовательно, можно было бы ожидать, что они будут быстрее реагировать на предложения, чем на бессмысленные последовательности. Команда Джасвала обнаружила, что более половины выборочной группы из 31 неговорящего участника-аутиста реагировали так же, как грамотный человек.

По словам Джасвала, эти результаты поразительны, поскольку показывают, что, хотя большинство участников исследования не получали формального обучения грамоте, многие из них развили понимание того, как работает письменная речь.

«Общество традиционно считало, что люди, которые не умеют говорить, не способны понимать язык или научиться читать или писать», — сказал Джасвал. «Но наши результаты показывают, что многие не говорящие аутичные люди обладают базовыми навыками грамотности. При соответствующем обучении и поддержке можно было бы использовать эти навыки для обеспечения доступа к письменным формам общения в качестве альтернативы устной речи и открыть образовательные, трудовые и социальные возможности, к которым исторически не имели доступа неговорящие аутичные люди».

«Это передовое исследование с огромным потенциалом воздействия», — сказала Криста Акампора (Christa Acampora), декан Колледжа и Высшей школы искусств и наук (College and Graduate School of Arts & Sciences). «Нам действительно повезло, что в исследовательском сообществе колледжа есть профессор Джасвал и другие выдающиеся ученые. Вместе они отвечают на важные вопросы, и их открытие будет иметь последствия, которые изменят жизнь многих людей».

Литература:
Vikram K Jaswal et al, Literacy in nonspeaking autistic people, Autism (2024). DOI: 10.1177/13623613241230709