Исследователи обнаружили, что первое узнавание себя в зеркале происходит благодаря прикосновениям

Большинство детей начинают узнавать себя в зеркалах примерно в полтора года. Этот вид самопознания является важной вехой в развитии, и теперь ученые из Техасского университета (University of Texas) в Остине обнаружили ключевую движущую силу этого процесса: опыт прикосновения.

Новое исследование показало, что дети, которым предлагалось прикоснуться к собственному лицу, начали узнавать себя раньше, чем те, кому это не предлагали. Работа была опубликована в научном журнале Current Biology.

«Это говорит о том, что младенцы, тянущие к себе пальцы ног или постукивающие пальцами, не просто играют», — сказал Джеффри Локман (Jeffrey Lockman), профессор человеческого развития и семейных наук в Университете Техаса и старший автор статьи. «Они развивают самосознание посредством самостоятельной деятельности. Я думаю, что эта работа демонстрирует возможный механизм, с помощью которого самопознание может развиваться на основе активного опыта, который естественным образом генерируют человеческие младенцы».

Ученые начали с размещения небольших вибрирующих дисков на лбу и щеках малышей, когда им было около 14 месяцев, то есть обычный возраст, в котором происходит самопознание. В ответ на вибрацию дети поднимали руку и касались диска. Затем исследователи повернули детей лицом к зеркалу и наблюдали, как они прикасались к дискам.

Затем они предложили детям выполнить стандартный тест на самораспознавание с использованием зеркальной метки, в ходе которого на лицо каждого ребенка помещали небольшой след краски или макияжа. Если ребенок смотрел в зеркало и прикасался к отметине на своем лице или произносил такие слова, как свое имя или «я», он демонстрировал самопознание.

Исследователи также наблюдали за контрольной группой детей, которые подвергались лабораторному опыту с зеркалами, но не с вибрирующими дисками. Обе группы были сопоставимы в начале исследования и наблюдались ежемесячно до тех пор, пока они не узнали себя или не достигли 21 месяца.

Дети, которые прикасались к своему лицу, чаще узнавали себя в зеркале в среднем примерно на два месяца раньше, чем тогда, когда дети обычно впервые начинают узнавать себя в зеркале.

Исследование бросает вызов давнему предположению, что самопознание в раннем детстве каким-то образом запрограммировано. Долгое время ученые считали, что раннее узнавание в зеркале — это встроенная функция мозга человека и наших ближайших родственников-приматов, а не связанная с сенсорным или моторным опытом.

Ученые заявили, что полученные результаты могут иметь значение для лечения детей с задержкой моторного развития.

«Вмешательства для младенцев, у которых имеются проблемы, связанные с двигательными навыками, обычно направлены на то, чтобы дотянуться до объектов внешнего мира и манипулировать ими», — сказал Локман. «Эти результаты показывают, что обращение к телу может быть не менее важным и что изучение тела — это путь к самопознанию».

Литература:
Lisa K. Chinn et al, Tactile localization promotes infant self-recognition in the mirror-mark test, Current Biology (2024). DOI: 10.1016/j.cub.2024.02.028