Ученые из Австралии и США определили генетическую причину неизвестного ранее аутовоспалительного заболевания человека. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature.
Актуальность проблемы
Аутовоспалительные заболевания вызваны неправильной активацией врожденной иммунной системы, что приводит к периодическим эпизодам лихорадки и воспаления, которые могут повредить жизненно важные органы.
Материалы и методы обследования
В исследовании ученые описывают пациентов из трех семей с эпизодической высокой температурой и болезненными увеличенными лимфатическими узлами. Пациенты, у которых было диагностировано новое аутовоспалительное заболевание (синдром CRIA), имели множество других воспалительных симптомов, которые начались в детстве и продолжались в зрелом возрасте.
Результаты научной работы
Исследователи определили, что аутовоспалительное заболевание, которое они назвали синдромом CRIA (устойчивый к расщеплению RIPK1-индуцированный аутовоспалительный процесс), вызвано мутацией в критическом компоненте гибели клеток, называемом RIPK1.
Исследовательскую группу возглавлял автор научной работы Джон Силке (John Silke) из Института медицинских исследований им. Уолтера и Элизы Холл (Walter and Eliza Hall Institute of Medical Research) в Австралии. Ученые выявили новое аутовоспалительное заболевание у человека и связанную с ним мутацию в критической молекуле гибели клеток, которая была причиной болезни. При этом заболевании мутация в RIPK1 приводит к неконтролируемой гибели клеток и воспалению. По словам ученых, первая подсказка, что болезнь была связана с гибелью клеток, крылась в экзомах пациентов — части генома, которая кодирует все белки в организме.
«Мы секвенировали весь экзом каждого пациента и обнаружили уникальные мутации в одной и той же аминокислоте RIPK1 в каждом из трех семей», — объясняет Джон Силке. «Каждая из трех мутаций имеет один и тот же результат — он блокирует расщепление RIPK1 — что показывает, насколько важно расщепление RIPK1 для поддержания нормальной функции клетки».
Связь между мутациями RIPK1 и синдромом CRIA подтвердилась в лабораторных моделях мышей.
«Мы показали, что у мышей с мутациями в том же месте в RIPK1, что и у пациентов с синдромом CRIA, было похожее обострение воспаления», — добавляет Джон Силке.
Потенциал для новых методов лечения
«Понимание молекулярного механизма, с помощью которого синдром CRIA вызывает воспаление, дает возможность разобраться в корне проблемы», — считает Джон Силке.
Ингибиторы RIPK1, которые уже доступны на исследовательской основе, могут обеспечить целенаправленный подход к лечению пациентов. Обнаружение синдрома CRIA также предполагает возможную роль RIPK1 в широком спектре заболеваний человека, таких как колит, артрит и псориаз.
«Мутации в RIPK1 могут приводить как к слишком сильному воспалению, такому как при аутовоспалительных и аутоиммунных заболеваниях, так и к слабому воспалению, что приводит к иммунодефициту. Еще многое предстоит узнать о различных ролях RIPK1 в гибели клеток и о том, как мы можем эффективно нацелиться на RIPK1 для лечения болезней», — заключает Джон Силке.
Авторы другого исследования утверждают, что образцы крови из зоопарка помогают прогнозировать заболевания у людей.