Из-за ошибочных представлений о дислексии у специалистов может возникнуть риск постановки неправильного диагноза детям

Согласно новому исследованию, проведённому Даремским университетом (Durham University) в сотрудничестве с Национальным тайваньским педагогическим университетом (National Taiwan Normal University), специалисты, оценивающие трудности обучения у детей, часто имеют неверные представления о дислексии.

Исследование показало, что почти половина опрошенных специалистов по дислексии верят в один или несколько недоказанных признаков этого нарушения, что может привести к неправильной диагностике детей.

Наиболее распространённым мифом, не подтверждённым убедительными доказательствами, стало убеждение, что люди с дислексией читают буквы в обратном порядке. В это верит 61% специалистов. Также чуть более 30% специалистов считают, что прыгающие буквы являются ключевым признаком дислексии. Однако на данный момент нет доказательств того, что любой из этих факторов является надёжным индикатором дислексии.

Опрос был нацелен на британских специалистов, занимающихся оценкой учащихся на наличие дислексии. Их спросили о том, какие тесты они использовали, как они принимают решения о диагнозе и что, по их мнению, является индикатором дислексии.

Более 75% специалистов использовали оценки, рекомендованные Комитетом по стандартам оценки конкретных трудностей обучения (SpLD). Однако более 82% респондентов также использовали дополнительные меры. Участники перечислили ещё 71 различный показатель, что указывает на то, что в процессе оценки профессионалы используют множество различных тестов.

По оценкам, каждый десятый человек страдает той или иной степенью дислексии.

Исследование выявило общее отсутствие консенсуса среди экспертов по поводу процесса выявления человека с дислексией. Многие придерживались мнения, что дислексия — это дефицит основных областей чтения. Однако некоторые видели в ней несоответствие между навыками чтения и когнитивными способностями человека.

Специалисты по дислексии в исследовании также использовали ряд других необоснованных показателей этого нарушения, таких как высокий уровень креативности, проблемы с моторикой или неуклюжесть, а также трудности с чтением слов определённых цветов или шрифтов. Однако эмпирические данные не подтверждают, что они являются индикаторами дислексии.

Доктор Джонни Дэниел (Johny Daniel), ведущий автор исследования из Педагогической школы Даремского университета, заключает: «Наши результаты показывают, что существует необходимость в государственной политике, определяющей, как следует оценивать учащихся с ограниченными возможностями чтения, на основе надёжных данных. Также важно, чтобы Ассоциации дислексии и психологии в Великобритании гарантировали, что любые заблуждения среди специалистов будут прямо отражены в их руководствах, чтобы дети оценивались единообразно по всем направлениям».

Литература:
Identifying Students with Dyslexia: Exploration of Current Assessment Methods, Annals of Dyslexia (2024). DOI: 10.1007/s11881-024-00313-y