В связи с началом Глобальной недели питания и гидратации 2024 года ученые объявили об интригующем открытии: потребители обычно предпочитают изображения продуктов питания, созданные искусственным интеллектом, реальным изображениям продуктов питания, особенно когда они не знают об их истинной природе. Результаты исследования были опубликованы в журнале Food Quality and Preference.
По данным ученых, их результаты показывают, что визуальные эффекты еды, созданные с помощью искусственного интеллекта, превосходно повышают привлекательность изображаемых продуктов за счет использования таких ключевых характеристик, как симметрия, форма, блеск, а также общее освещение и цвет. Известно, что все это вносит значительный вклад в привлекательность изображений еды.
Даже небольшие изменения в позиционировании могут повысить привлекательность изображений еды, созданных с помощью ИИ.
Ведущий автор исследования Джованбаттиста Калифано (Giovanbattista Califano) с факультета сельскохозяйственных наук Неаполитанского университета имени Федерико II (Agricultural Sciences, University of Naples Federico II) объяснил: «Как люди, мы склонны чувствовать себя неловко, когда объекты направлены на нас, интерпретируя их как угрозу, даже если это просто еда».
«Когда ему поручено воспроизвести фотографии еды, на которых изображены предметы, направленные на зрителя, например пучок моркови или кусок торта, ИИ часто размещает еду так, чтобы она не была направлена прямо на зрителя. Это требует дальнейших исследований, но вполне вероятно, что такой подход усиливает воспринимаемую привлекательность изображенной еды».
В ходе исследования ученые попросили 297 участников оценить реальные или созданные искусственным интеллектом изображения еды по шкале от «Совсем не аппетитно» до «Чрезвычайно аппетитно». На фото были изображены ряд натуральных, обработанных и ультрапереработанных продуктов: от яблок и моркови до шоколадных молочных коктейлей и картофеля фри.
Когда участникам рассказывали, как было создано каждое изображение — с помощью фотографии или искусственного интеллекта — они, как правило, оценивали как реальные, так и созданные искусственным интеллектом версии одинаково привлекательными. Однако, когда участники не знали о процессе создания изображения, версия, созданная ИИ, неизменно оценивалась как значительно более аппетитная, чем настоящее изображение еды.
Руководитель и соавтор исследования профессор Чарльз Спенс (Charles Spence) с факультета экспериментальной психологии Оксфордского университета (University of Oxford) добавил: «Хотя визуальные эффекты, создаваемые искусственным интеллектом, могут предложить маркетологам и отрасли возможности экономии средств за счет снижения затрат на заказ фотосессий еды, эти результаты подчеркивают потенциальные риски, связанные с обострением «визуального голода» среди потребителей — феномена, при котором просмотр изображений еды вызывает аппетит и тягу».
«Это потенциально может повлиять на нездоровое пищевое поведение или вызвать нереалистичные ожидания потребителей в отношении продуктов питания».
Кроме того, исследователи также обнаружили, что фото, созданные ИИ, имеют тенденцию изображать продукты питания более энергоемкими по сравнению с оригиналами, особенно в их изобилии. Например, ИИ может увеличить количество картофеля фри на изображении или добавить в десерт больше взбитых сливок.
Учитывая, что у людей есть эволюционное стремление уделять больше внимания высокоэнергетической пище, это вызывает опасения, что широкое распространение таких идеализированных образов еды может способствовать индуцированному сигналом употреблению нездоровой пищи.
Кроме того, в условиях глобального движения к более устойчивым моделям потребления, существует обеспокоенность тем, что постоянное создание изображений продуктов питания, улучшенных с помощью искусственного интеллекта, может подтолкнуть потребителей к нереалистичным стандартам того, как должны выглядеть натуральные продукты, потенциально нанося ущерб усилиям по устойчивому развитию.
Литература:
Giovanbattista Califano et al, Assessing the visual appeal of real/AI-generated food images, Food Quality and Preference (2024). DOI: 10.1016/j.foodqual.2024.105149
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];