Как интеллект влияет на то, насколько хорошо вы слышите в шуме

Новое исследование учёных из Университета Вашингтона (University of Washington) показало, что способность различать речь в шумной обстановке зависит не только от слуха, но и от когнитивных способностей. Даже при нормальном слухе люди с более высоким IQ лучше справляются с восприятием речи на фоне множества голосов.


Ключевые факты

  • Способность понимать речь в шуме тесно связана с уровнем интеллекта, а не только с состоянием слуха.
  • В исследовании участвовали люди с аутизмом, фетальным алкогольным синдромом и нейротипичные добровольцы.
  • У всех участников слух был в норме, но результаты различались пропорционально уровню IQ.
  • Испытуемым предлагалось слушать одного «основного» говорящего на фоне двух отвлекающих голосов.
  • Работа опубликована в журнале PLOS One.

Когда шум мешает не ушам, а мозгу

Исследовательница Бонни Лау, доцент кафедры оториноларингологии Медицинской школы Университета Вашингтона и руководитель лаборатории изучения развития слуха, объясняет:

«Связь между когнитивными способностями и восприятием речи в шуме оказалась устойчивой во всех группах — она не зависела от диагноза».

Учёные изучили три группы участников: людей с аутизмом, с фетальным алкогольным синдромом и нейротипичных добровольцев. Всего в исследовании участвовали 49 человек в возрасте от 13 до 47 лет.

Перед началом экспериментов все прошли стандартное аудиологическое обследование, подтвердившее нормальный слух. Затем участникам предложили компьютерную задачу на восприятие речи в условиях «многоголосия».


Испытание «многоголосого слушателя»

В тесте одновременно звучали три мужских голоса. Один из них был «главным» и произносил короткие команды вроде: «Готов, Орёл, иди к зелёной пятёрке». Остальные два голоса создавали фоновый шум, постепенно становясь громче. Участники должны были выбрать на экране цвет и номер, соответствующие фразе основного говорящего.

После теста они прошли стандартизированные оценки интеллекта — вербальные, невербальные и перцептивные. Сравнение показало: чем выше общий интеллект, тем лучше человек справлялся с восприятием речи в шуме.

«Мы нашли статистически значимую корреляцию между интеллектуальными показателями и результатами теста на восприятие речи у всех трёх групп», — говорится в публикации.


Почему это не только вопрос слуха

По словам Лау, успешное слушание в шумной среде требует большого объёма мозговой обработки:

«Нужно отделить нужный поток речи, сосредоточиться на нём, подавить фоновые звуки, а затем понять смысл сказанного. Это включает и языковую декодировку, и социальные сигналы вроде мимики и интонаций. Всё это увеличивает когнитивную нагрузку».

Таким образом, трудности с восприятием речи в ресторане или на вечеринке не обязательно означают потерю слуха — зачастую проблема связана с обработкой информации мозгом.


Практические выводы

Учёные подчёркивают: людям с неврологическими особенностями или более низкими когнитивными показателями можно помочь, адаптировав их звуковое окружение. Например, в классе полезно усаживать ученика ближе к преподавателю или использовать простые системы усиления звука.


Что это значит

Результаты показывают, что восприятие речи в шуме — это не только физиологическая, но и интеллектуальная задача. Понимание роли когнитивных процессов может помочь в создании более эффективных методов обучения, акустического дизайна и технологий слуховой поддержки для людей с разными особенностями восприятия.

Источник

  1. Bonnie K. Lau, Katherine Emmons, Ross K. Maddox, Annette Estes, Stephen R. Dager, Susan J. (Astley) Hemingway, Adrian K. C. Lee. The relationship between intellectual ability and auditory multitalker speech perception in neurodivergent individuals. PLOS One, 2025; 20 (9): e0329581 DOI: 10.1371/journal.pone.0329581

Medical Insider