Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) — это состояние, которое влияет на поведение. Люди с этим синдромом могут быть гиперактивными и импульсивными, они с трудом концентрируются и не могут долго сидеть неподвижно.
СДВГ — это заболевание психического здоровья, которое затрагивает как взрослых, так и детей.
СДВГ — симптомы у детей
СДВГ имеет множество симптомов, которые могут быть ошибочно приняты за общее поведение детей. Синдром встречается у 1 из 10 детей в возрасте от 5 до 17 лет. У таких детей обычно выявляют данное состояние, после того как у них возникают проблемы в школе.
СДВГ — симптомы
Диагностическими симптомами СДВГ у детей являются, невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность
- ребенок не уделяет внимания классу;
- совершает ошибки;
- не слушает учителя;
- не способен выполнять задания;
- испытывает трудности с организацией;
- избегает задач, требующих внимательности;
- теряет или забывает вещи;
- легко отвлекается.
Гиперактивность и импульсивность
- ребенок не может оставаться на своем месте;
- постоянно находится в движении;
- прерывает учителя;
- слишком много разговаривает;
- с трудом играет спокойно;
- вторгается в другие детские игры или прерывает их при разговоре;
- с трудом ждет своей очереди.
У ребенка, у которого диагностирован СДВГ, эти симптомы продолжаются более 6 месяцев.
СДВГ — симптомы у подростков
У 60% людей с диагнозом СДВГ остаются симптомы с детства. Для многих эти симптомы становятся менее интенсивными с возрастом.
СДВГ у подростков может влиять на отношения, учебу и повседневную деятельность.
Определение и симптомы СДВГ
Трудно диагностировать СДВГ у детей в возрасте до 4 лет, так как их поведение постоянно меняется. Они могут быть очень энергичными и легко отвлекаться в одни дни и быть более спокойными и целенаправленными в другие дни.
Малыши с СДВГ имеют ранние признаки, в том числе:
- неугомонность;
- постоянно бегают, лазают и прыгают;
- безостановочно разговаривают;
- не могут сосредоточиться;
- испытывают трудности во время еды.
Важно отметить, что многие маленькие дети невнимательны, могут испытывать истерику и полны энергии на разных этапах развития.
Родители должны обратиться к врачу, если обеспокоены поведением своего ребенка.
Разные признаки у мальчиков и девочек?
У мальчиков в три раза чаще, чем у девочек, диагностируется СДВГ, это может быть связано с тем, что мальчики демонстрируют классические признаки гиперактивности более явно, чем девочки.
Исследования показали, что мальчики с СДВГ чаще проявляют внешние симптомы, такие как гиперактивность, когда девочки чаще проявляют такие симптомы, как низкая самооценка. Мальчики также более физически агрессивные.
Девочки с СДВГ
- проявляют симптомы тревоги;
- проявляют симптомы депрессии;
- могут быть чрезвычайно разговорчивыми;
- не слушают;
- эмоционально чувствительны.
Однако не у всех мальчиков диагностируют расстройство. Мальчики традиционно считаются более энергичными и шумными. На их поведение часто не обращают внимание, поскольку «мальчики есть мальчики».
Мальчики с СДВГ
- могут быть импульсивными;
- бегать, когда это неуместно;
- не в состоянии сосредоточиться;
- не могут слушать;
- не могут сидеть спокойно;
- становятся физически агрессивными;
- говорят чрезмерно;
- прерывают разговор.
Раннее выявление имеет жизненно важное значение, хотя мальчики и девочки могут проявлять различные симптомы СДВГ.
У детей, которые остаются недиагностированными, чаще развиваются:
- тревожность;
- депрессия;
- проблемы в обучением.
Раннее выявление и соответствующее лечение могут облегчить симптомы и помочь предотвратить дополнительные осложнения.
Лечение симптомов СДВГ у детей
Ученые еще точно не знают, что вызывает СДВГ. Считается, что синдром связан с химическими веществами в головном мозге и может иметь связь с генетикой.
Нет единого метода диагностики СДВГ. Врач должен собрать сведения у родителей, учителей и членов семьи. Также будет проведено физическое обследование для проверки любых дополнительных или основных проблем со здоровьем.
Лечится СДВГ медикаментозное, с помощью поведенческой терапии или их комбинации. Два типа препаратов используются для лечения СДВГ, это стимуляторы и не стимуляторы.
Стимуляторы центральной нервной системы, такие как Метилфенидат (Риталин) и стимуляторы на основе Афетаминов (Аддерал), являются наиболее часто назначаемыми препаратами для лечения СДВГ. Эти препараты увеличивают количество дофамина и норэпинефрина в головном мозге.
Также иногда используются не стимулирующие препараты, такие как Атомоксетин (Страттера) и антидепрессанты, такие как Нортриптилин (Pamelor). Эти препараты работают за счет увеличения уровня норадреналина в головном мозге.
Родители могут помочь своему ребенку справиться с симптомами СДВГ. Врачи рекомендуют изменить образ жизни, в том числе:
- соблюдать питательную и сбалансированную диету;
- получать как минимум 1 час физической активности каждый день;
- достаточно спать;
- ограничивать время перед экраном телевизоров и компьютеров.
СДВГ нельзя предотвратить. Однако существуют способы поддержать детей и взрослых, чтобы они могли управлять этим состоянием.
Литература
- Bader A., Adesman A. Complementary and alternative therapies for children and adolescents with ADHD //Current opinion in pediatrics. – 2012. – Т. 24. – №. 6. – С. 760-769.
- Bonath B. et al. Regional gray matter volume differences between adolescents with ADHD and typically developing controls: further evidence for anterior cingulate involvement //Journal of attention disorders. – 2016. – С. 1087054715619682.
- Connolly J. J. et al. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder and Pharmacotherapy—Past, Present, and Future: A Review of the Changing Landscape of Drug Therapy //Therapeutic Innovation & Regulatory Science. – 2015. – Т. 49. – №. 5. – С. 632-642.
- Daviss W. B. A review of co-morbid depression in pediatric ADHD: etiologies, phenomenology, and treatment //Journal of child and adolescent psychopharmacology. – 2008. – Т. 18. – №. 6. – С. 565-571.
- Hasson R., Fine J. G. Gender differences among children with ADHD on continuous performance tests: a meta-analytic review //Journal of attention disorders. – 2012. – Т. 16. – №. 3. – С. 190-198.
- Knouse L. E., Zvorsky I., Safren S. A. Depression in adults with attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD): the mediating role of cognitive-behavioral factors //Cognitive therapy and research. – 2013. – Т. 37. – №. 6. – С. 1220-1232.
- Levy S. et al. Childhood ADHD and risk for substance dependence in adulthood: a longitudinal, population-based study //PloS one. – 2014. – Т. 9. – №. 8. – С. e105640.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.