Кишечные бактерии снижают побочные эффекты химиотерапии

В новом исследовании ученые из Университета штата Огайо (Ohio State University) наблюдали несколько одновременных реакций у мышей, получавших химиотерапевтический препарат. Результаты исследования показали, что у мышей кишечные бактерии и ткани изменились, фиксировались признаки воспаления в крови и мозга. Что касается поведенческих изменений, наблюдалась быстрая утомляемость и когнитивные нарушения. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Введение

По словам исследователей, регулирование состава бактерий в кишечнике могло бы не только успокоить побочные эффекты химиотерапии, такие как тошнота и диарея, но также потенциально уменьшить проблемы с памятью и концентрацией при онкологических заболеваниях.

«Это первое исследование, которое позволяет установить связь между кишечным микробиомом и изменениями мозговых функций, связанных с химиотерапией», – сообщает ведущий автор исследования Лиа Питер (Leah Pyter). «Мы смогли увидеть, что изменения мозга происходят одновременно с изменениями кишечника».

В ходе исследования мыши-самки получали шесть инъекций препарата химиотерапии паклитаксел, а контрольная группа мышей получала инъекции плацебо.

Результаты научного исследования

По сравнению с контрольной группой мыши, которые получали химиотерапию, потеряли вес и у них появились признаки усталости, а также были зафиксированы нарушения в работе памяти.

Результаты исследования показали, что состав бактерий в кишечном микробиоме изменился, а ткань, выстилающая толстую кишку, стала более вытянутой.

Ученые обнаружили самые сильные корреляции между изменениями в кишечных микробах, слизистой оболочке толстой кишки и активацией иммунных клеток в мозгу (микроглии).

«Это говорит о том, что химиотерапия воздействует на микрофлору кишечника и влияет на слизистую оболочку, и оба эти изменения вызывают воспаление на периферии, которое создает сигналы, способствующие воспалению в мозге. В свою очередь воспаление в головном мозге приводит к усталости, потере веса, а также к когнитивным нарушениям», – комментирует Питер.

Полученные результаты исследования позволят разработать диетические стратегии на основе пробиотиков, возможно и фекальную трансплантацию – чтобы стимулировать бактерии в кишечнике, которые защищают мозг от воспаления.

Авторы другого исследования установили, что каннабиноиды и химиотерапия в комбинации убивают раковые клетки.