Клинические проявлении гастроинтестинальной пищевой аллергии

пищевая аллергия
Клинические проявлении гастроинтестинальной пищевой аллергии

По данным Научного Центра Здоровья детей РАМН, гастроинтестинальная пищевая аллергия выявляется более чем у 2/3 страдающих пищевой аллергией детей. Патогенетическую основу ее составляют IgE-опосредованные аллергические реакции. С клинической точки зрения проявления гастроинтестинальной пищевой аллергии подразделяют на случаи с быстрым развертыванием симптомов, острым началом и случаи с медленным началом и продолжительным по времени развитием клинической картины болезни. Возможно развитие анафилактического шока с гастроинтестинальными проявлениями у высоко чувствительных к определенным пищевым продуктам индивидуумов. Описан случай анафилактического шока у младенца после приема коровьего молока и случай смерти ребенка первого года жизни, вызванный употреблением коровьего молока.

У детей раннего возраста острая гастроинтестинальная аллергия может протекать по типу гастроэнтерита, при этом в ряде случаев он может сопровождаться отеком губ, языка, возникновением крапивницы. У детей, чувствительных к белкам коровьего молока, клиническая картина гастроинтестинальной аллергии иногда проявляется энтеропатией в виде энтероколита, проктита. При этом обычно имеет место постепенное начало болезни. Элиминация из питания таких больных коровьего молока и смесей на его основе способствует обратному развитию болезни, а проведение нагрузочных проб провоцирует возобновление ее симптомов. Возможно развитие проявлений пищевой аллергии в виде афтозного стоматита, географического языка.

Известно, что кожа принадлежит к числу органов, наиболее часто вовлекаемых в воспалительный процесс у детей с пищевой аллергией. Возникающие у детей кожные аллергические реакции на пищевые продукты по времени возникновения после экспозиции с аллергеном могут подразделяться на быстро развивающиеся реакции (контактная крапивница, острая генерализованная крапивница) и аллергические реакции с медленным развертыванием клинических проявлений (атопический дерматит, контактный дерматит).

Возможно участие пищевой аллергии в развитии герпетиформного дерматита, синдрома Хайнера, поражения нервной системы, других систем и органов.

С возрастом гиперчувствительность к пищевым продуктам может угасать, более продолжительно сохраняется IgE-опосредуемая пищевая аллергия. Наклонность к повторному возникновению системных аллергических реакций на рыбу, яйца, орехи может отмечаться на протяжении всей жизни.

Таким образом, в целом для пищевой аллергии характерно сочетание поражения кожи, желудочно-кишечного тракта, респираторной системы с общими реакциями, отмечаемое у 50 — 60% процентов больных раннего возраста и у 20 -30% – дошкольного.

Гастроинтестинальные проявления пищевой аллергии.

Поражения желудочно-кишечного тракта при пищевой сенсибилизации возможны на любом уровне. При проведении эзофагогастродуоденоскопии, по данным Бельмера С.В. и Алискандиева А.М., гастрит выявляется у 67% детей, дуоденит – у 56%, еюнит – у 66% и эзофагит — у 9% детей, при этом гастрит чаще выявляется у детей старшего возраста, тогда как еюнит диагностируется у детей раннего возраста. В исследованиях, проведенных в Дагестане, у 53,1% школьников были выявлены сочетанные поражения верхних отделов желудочно-кишечного тракта в виде гастродуоденитов, а различные виды рефлюксов выявлены у 22% обследованных детей с гастроинтестинальной пищевой аллергией.

Гастроинтестинальная пищевая аллергия у детей часто сопровождается дискинезией желчевыводящих путей, функциональными нарушениями поджелудочной железы и микробиоценоза кишечника.

Аллергический эозинофильный эзофагит и аллергический эозинофильный гастроэнтерит могут быть обусловлены как IgE-опосредованными, так и не IgE-опосредованными механизмами, а также сочетаниями этих двух механизмов. Морфологически вышеуказанные состояния характеризуются эозинофильной инфильтрацией слизистой оболочки пищевода, желудка и/или стенок кишечника, гиперплазией базальной зоны, увеличением ворсинок, периферической эозинофилией до 50%.

Аллергический эозинофильный эзофагит достаточно часто встречается в детском возрасте. Типичными его проявлениями являются симптомы гастроэзофагального рефлюкса: тошнота, дисфагия, рвота, боли вэпигасгрии.

Аллергический эозинофильный гастроэнтерит может встречаться во всех возрастных группах, включая грудной возраст. Он проявляется клиникой пилорического стеноза, потерей массы тела, абдоминальными болями, тошнотой, рвотой, диареей, наличием крови в стуле, железодефицитной анемией, гипоальбуминемией, периферическими отеками.

Пищевой проктоколит протекает по не IgE-опосредо ванному механизму. Заболевание встречается у детей первых месяцев жизни, находящихся на искусственном вскармливании молочными и соевыми смесями, но иногда и у малышей на грудном вскармливании (в 50% случаев аллергенные белки передаются через материнское молоко). Внешне дети часто выглядят здоровыми, однако при обследовании обнаруживается кровь в стуле в макро- и микроколичествах, отек слизистой оболочки толстой кишки, инфильтрация эозинофилами эпителия и собственной пластинки.

Пищевой энтерит, энтероколит (аллергическая энтеропатия) протекает по клеточно-опосредованному механизму и чаще встречается у детей до 3-х месяцев [19, 86, 178]. Также как проктоколит, пищевой энтероколит развивается у детей, находящихся на искусственном вскармливании, но может возникнуть и у ребенка на грудном вскармливании в ответ на аллергены, проникающие из молока матери. При некоторых не IgE-опосредованных энтеропатиях аллергические реакции могут проявляться при употреблении 0,3 – 0,6 г аллергенной пищи на 1 килограмм массы тела. Обычно через 1 – 3 часа после употребления аллергена наблюдается повторная рвота, диарея. В дальнейшем, при сохранении аллергена в рационе, формируется мальабсорбция и эозинофилия в периферической крови. У 15% детей наблюдается гипотензия вследствие гиповолемии, увеличение секреции TNF-a. В копрограмме обнаруживаются эритроциты, нейтрофилы, эозинофилы, иногда— умеренная стеаторея.

При биопсии слизистой оболочки тонкой кишки выявляют признаки воспаления (отек, микрогеморрагии), в собственной пластинке — лимфоциты, тучные и плазматические клетки, содержащие lgM и IgA, в ряде случаев – частичную атрофию ворсинок. Симптомы исчезают в среднем через 72 часа после элиминации аллергена.